Заказать звонок

Два письма

Основатель «Синтона», доктор науки в психологии, профессор, к.филос.н. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

НА ТЕМУ СИНТОНА И ДУХОВНОСТИ

Открытое письмо Растопчина Виталия Дмитриевича к синтоновцам г. Краснодара и лично Н. И. Козлову. И такой же открытый ответ Николая Ивановича Козлова
Привет вам, очарованные Синтоном! Я — практический психолог. И как коллега Николая Ивановича Козлова, не могу не восхищаться его детищем. Оригинальный, профессионально-блистательный ум Н.И. создал прекрасный подготовительный класс Школы позитивного мышления, где происходит освобождение от оков предвзятости и псевдосмыслов в жизни. Вот она, долгожданная свобода! Свобода от чего? И для чего? Мой первый опыт погружения в свободно-раскованную атмосферу краснодарского Синтона показал, что для многих это — тусовка, восполняющая дефицит общения, стимулирующая выброс адреналина в кровь и созидающая волны чувственной эйфории на поверхности сознания. А погружение синтоновцев, рискнувших посетить мой семинар, в глубины собственного бессознательного показало полное отсутствие всякого присутствия там Синтона. Внешне — веселое бурление и остроумное искрение оказались карнавальными масками. В глубине же своего сознания вы оставались так же одиноки, недоверчивы, беззаветны и уязвимы. А потому не удовлетворяйтесь, если компанейская легкость и обаятельность кого-то из вас однажды вдруг обернется необязательностью, слабостью или равнодушием к чьей-то конкретной боли. Свободу кто-то поймет, как вседозволенность, а любовь сведет к «занятиям любовью», которые на самом деле распаляют чувствительность и приводят к душевной пустоте. Вот и Вы, Н.И., подводя итоги, грустно констатируете, что наплодили тысячи жизнерадостно-безответственных индивидуалистов, свободных от любых обязательств и порой бездушно-жестоких в своей свободе. Снимаю шляпу перед вашей честностью и мужеством. Ошибаться может каждый из нас, но много ли сегодня тех, кто признает свои ошибки, да еще публично? Дай Бог вам успеха в строительстве Солнечного дома, но мне кажется, что нечто главное вы все же упускаете из виду. Вы пишете: «Синтон-программа — уникальный цикл групповых занятий по тренингу общения, личностному развитию, социальной адаптации, семьеведению и сексологии». И тут же: «Это целостная программа духовного развития и нравственного воспитания». Давайте разберемся. Если это тренинг, основанный на знании психологических особенностей человеческой личности, то, базируясь на этих знаниях, мы с помощью психотехнологий тренируем личность, формируя новые, наиболее адекватные для сегодняшнего дня формы поведения. Но тогда причем здесь духовность, которую компетентные в этой области люди во все века связывали с Духом, — творческой силой, исходящей от Бога. Лейбниц называл эту творческую силу ЭНТЕЛЕХИЯ и связывал с монадой — духовным первоэлементом Вселенной.

Апостол Павел говорил, что у человека «есть тело душевное, есть тело духовное». Будучи профессионалом, Вы, конечно, знаете о психологии «духовного измерения», которая оперирует такими понятиями, как «Высшее Я», «Самость», «трансцендентные уровни сознания», считая достижение этого состояния целью психологического развития личности. Одна из психологических метафор рисует сознание человека в виде экипажа, заряженного лошадьми. Они олицетворяют чувства, эмоции, которые являются движущей силой нашей жизни. Разум — это кучер, управляющий лошадьми с помощью вожжей воображения. В экипаже сидит Господин — наше подлинное, духовное Я, которому известно КУДА на самом деле необходимо направить экипаж. Свои пожелания Господин передает кучеру тихим «голосом» интуиции. И если бы кучер прислушался к этому голосу, то направил бы экипаж к подлинной цели — внутреннему Храму души. Но скачут лошади, грохочет экипаж на ухабах предрассудков и ложных убеждений, а кучер, не слыша голоса Господина, а часто и, не подозревая о его наличии, неистово погоняет лошадей, устремляя их в неведомое. Психотехнологии, на мой взгляд, могли бы помочь расчистить дорогу к Храму. Но большинство из них не ставят перед собой такой задачи. А потому они весьма профессионально и эффективно помогают человеку сменить маску несостоятельности на маску уверенности и преуспевания, не затрагивая глубинной сущности человека. И Синтон-программа в этом смысле не исключение. Это действительно великолепно проработанная НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ на пути самосовершенствования. Что в ней хорошо, то хорошо само по себе, а чего нет — того нет. Так что не стоит заигрывать с духовностью. Синтоновцы действительно свободней и раскрепощенней своих родителей — людей моего поколения. И они мне нравятся такими. А письмо мое продиктовано беспокойством за их дальнейшую судьбу. Немногие возьмут на себя тяготу ведения синтон-групп. А что будет с остальными? Не могут же они годами ходить по кругу синтон-программы.

Согласно представлению, синтон-программа ориентирована на нормального, т.е. психически здорового человека. Полноте, Н.И., где это Вы в хронически нравственно больном обществе нашли душевно здоровых людей? Не лукавьте. Современный человек давно и тяжело болеет душой и свидетельством тому мировая история, литература, искусство.

Может ли ему помочь психолог или психотерапевт? Да, если он сам нашел дорогу к Храму и идет по этому пути. Если он приобрел нелегкий опыт разрешения духовных кризисов и ощутил радость соприкосновения со своим Господом -Высшим Я.Мне не ведомо, сколько найдется таковых в среде психологов. Пока что я вижу, как слепые ведут слепых. Противопоставляя разум Духу, мы в борьбе с религиозной догматикой вместе с водой выплеснули Дитя. Но если дорога современной психологии не ведет к Храму, то куда она ведет?

КАМО ГЛЯДЕШИ?

Куда идешь, человек?

С любовью к синтоновцам Краснодара,
Растопчин Виталий Дмитриевич

Открытый ответ Н.И.Козлова
с искренним уважением за требовательное внимание к Синтону и душевное неспокойствие за результаты нашей совместной работы,
Растопчину Виталию Дмитриевичу.

Виталий Дмитриевич критикует коллег психологов и конкретно краснодарский Синтон, на мой взгляд, обоснованно и справедливо.

«Если это тренинг, основанный на знании психологических особенностей человеческой личности, то, базируясь на этих знаниях, мы с помощью психотехнологий тренируем личность, формируя новые, наиболее адекватные для сегодняшнего дня формы поведения. Но тогда при чем здесь духовность?»

Верно, Виталий Дмитриевич, если мы формируем что-то для сегодняшнего дня, духовности в такой работе не будет. Потому что ценности сегодняшнего дня, как очевидно всем, это ценности предельно индивидуальные. Но не в смысле, что они у всех разные, нет, тут все едины: все заботятся о себе, обслуживая себя родного. Ценности сегодняшнего дня — это эгоизм. Дай еще Бог, если это эгоизм цивилизованный, разумный.

Я не кусаю тебя — ты не кусай меня. Я тебе услугу — ты мне оплату. Я тебя люблю — взаимно.

Все верно: нормальная современная психология принимает эгоизм как нормальное состояние души и заботится только о том, чтобы при эгоизме каждого люди реже бодались. А иногда даже и кооперировались.

Надеюсь, что Синтон ставит себе не только эти задачи.

Суть же письма Виталия Дмитриевича в том, что у Синтона нет правильного пути, а у него — есть. Согласен, в подходе глубинной психологии есть очень удачные и хорошо работающие на определенный контингент ходы, помогающие из больного животного в обличье нормального человека сделать как более здоровое животное, так и иногда настроить его на действительно высокие ценности собственно человеческой жизни.

О чем идет речь? Человек, как нормальное здоровое животное, обычно в жизни ищет лишь возможность поесть, поспать и поиметь. Человек как человек в другом видит тоже человека, а не только пищу, врага или друга для совместного нападения на соседа.

Подробнее о человеке как о животном здоровом или испорченном, а также о Человеке и человеке искривленном смотри в «Формуле личности».

Так вот, есть наблюдение: животное своих обычно не убивает. Нормальное животное заботится о своих, однако понятие «свои» весьма лукаво: для нормального деревенского человека «свои» это все деревенские или по крайней мере вся родня, для городского индивидуала — «свои», как правило отец, мать, иногда жена и дети.

И то пока ведут себя хорошо.

Границы «своих» весьма расплывчаты, что и дает возможность сделать великолепнейшую фигуру: если человеку сообщить, что «свои» — это не только те, которых он видит на семейных праздниках и похоронах, а, например, все люди, то, глядишь, он ко всем будет относиться не как волк голодный, а как сытый. А если свои — это и птички, и рыбки, и рожь в полях колосится, то человек, глядишь, и природу безобразить не будет.

Ура!

И если перед трансом человеку сообщить, что у него сейчас самое глубокое состояние его сознания,

то есть против этого уж не попрешь

и если хороший ведущий настроит группу так, чтобы в этом трансе человеку привиделось, что он и мир едины, что все люди — это тоже он, и он — даже эта птичка и тот одинокий кустик, то на выходе из трансе очумевший человек обычно затрудняется ломать кустики: потому что кустик — уже родной. Уже часть его Я. А как же СЕБЯ обижать??

Как классно подстроились к эгоизму! Человек и эгоистом остался, и вроде как бережнее к окружающему природному имуществу относится… Хорошо!

Нормально, и если без иронии, то такие инъекции действительно есть вещь полезная. Однако есть ли в этом случае основания говорить, что такой человек встал на путь духовности?

Вы знаете, не уверен.

Для Виталия Дмитриевича «духовность» — понятие центральное. Согласен, как в человеческой культуре, так и в настоящей психологической работе обойти его трудно и едва ли нужно. И именно поэтому я предлагаю с этим понятием разобраться внимательнее.

К истории вопроса: откуда появилось это замечательное слово: «духовность»? Корень его очевиден: верно, оно выросло из слова — дух.

О, дух — это очень известное слово, и, заметим, раньше их было существенно больше, чем ныне. Духи раньше были везде и во всем: были духи воды, духи деревьев, были естественно духи очага и дома в целом.

Ну, позже названные «домовые».

Наши предки духов очень уважали и были к ним очень внимательными. Однако делали они это не из любви к природе, а потому что духи — это были Силы: то, что вполне реально влияло на твою жизнь, могло тебя спасти, как фея цветка, а могло и погубить, как какая-нибудь кикимора болотная. Когда духи слали тебе погибель, их боялись, когда духи тебя берегли, их любили. В любом случае — уважали, как уважают любую реальную силу.

Так вот, наши предки жили, окруженные духами, а самым духовным человеком в деревне всегда был Колдун, который со всеми духами был накоротке и постоянно с ними общался.

Потом, однако, пришло христианство и стало настаивать, что духи — это вовсе не духи, никакие тебе не Силы, а так себе мелочевка и вообще нечисть, а супротив них есть общий Дух Самый Большой: Святой Дух. Сила самая сильная и неодолимая, соответственно Господин самый главный. Хозяин. И бояться надо не нечисти, всяких духов нелегальных, а только Главного Духа, Главного Хозяина, по имени Бог.

И тогда «быть духовным» приобрело основной смысл: слушающий Бога. Бог стал воспитателем невоспитанного человечества, а поскольку разумные люди в уста Бога вкладывали совсем не глупые вещи, а заповеди в основном глубокие и добрые, то и духовный человек стал ассоциироваться с тем, кто помнит о вещах глубоких, высоких и добрых.

«Но если дорога современной психологии не ведет к Храму, то куда она ведет?»

Верно, Виталий Дмитриевич, без работы на сверхзадачу, обслуживая лишь скуку и текущие неврозы клиента, психолог работает на тупик. Однако и с Храмом не все так ясно: к какому, уточните, храму должна вести искомая дорога: храму Тантры? Кришны? Храму Бога Иеговы? Вы ведь знаете — это очень разные храмы. Но ведь, кстати — Храмы. И выходит, что без называния Хозяина Храма этот призыв и направление к «Храму вообще» напоминает пустой призыв: «Слушайся начальника!». Слушаюсь. Только какого начальника? Любого начальника? А начальника ОГПУ или Белого братства?

Любой православный священник вас проинформирует, что о духовности можно говорить только в рамках христианской религии, а ваши «трансцендентные уровни сознания» и вся эта якобы духовная эзотерика, расплодившаяся ныне, не духовность вовсе, а бесовское соблазнение.

Не будем наивными: разговор о духовности — это выяснение, кто здесь Хозяин над человеками. Это вопрос о власти направлять чью-то жизнь. Это разборка, кого слушаться, кому служить или — в какую сторону жить, ради кого или чего жить.

Вы же понимаете, что дорог у жизни и по жизни очень много.

И именно поэтому христианство не разрешает говорить о духовности эзотерикам и прочим сектантам. Тут, простите, монополия.

Впрочем, эзотерики вместе с Виталием Дмитриевичем играют в ту же монополию и в свою очередь не разрешают говорить о духовности Синтону. Весело, ребята!

Вполне в формате рекламно-торгового: «Лучшее и самое высокое человеческое — только у нас! И только для вас! Номер эксклюзивной торговой лицензии такой-то, выдан Самым Главным Министерством».

Не уверен, что какому-то лицу и организации стоит утверждать здесь, в поиске лучшего в человеке, свою монополию. Сетовать, что Синтон только развлекает, но не учит и не растит — Виталий Дмитриевич может. Но настаивать, что воспитать Человека можно только Его путем, путем вовлечения в одну из близких ему религий — едва ли правильно.

Духовность в религиозном исполнении — это некий кривой путь, когда добрые цели предлагают не прямо, а через Высшую Силу. Которая нам это предписывает и которую слушаться обязательно надо.

Ну, вы понимаете, почему: не послушаешь — плохо будет. Не сейчас, так потом, и если не в этой жизни, так после нее или в следующей. Но неприятности вам устроят по полной программе.

Верно, через страх людям, как правило, многое доходит быстрее. Однако единственный ли это путь воспитания приличных людей и надо ли практиковать нам его в Синтоне? Естественно, не уверен. По крайнее мере, интерес этого эксперимента под названием Синтон в том и состоит, что мы пытаемся людям дать другие ценности жизни, не запугивая в качестве аргумента Духами и Высшими силами: естественно, разными для каждой религиозной или эзотерической традиции.

О Высших силах по Виталию Дмитриевичу и куда они нас направляют:

«Будучи профессионалом. Вы, конечно, знаете о психологии „духовного измерения“, которая оперирует такими понятиями, как „Высшее Я“, „Самость“, „трансцендентные уровни сознания“, считая достижение этого состояния целью психологического развития личности. Одна из психологических метафор рисует сознание человека в виде экипажа, заряженного лошадьми. Они олицетворяют чувства, эмоции, которые являются движущей силой нашей жизни. Разум — это кучер, управляющий лошадьми с помощью вожжей воображения. В экипаже сидит Господин — наше подлинное, духовное Я, которому известно КУДА на самом деле необходимо направить экипаж. Свои пожелания Господин передает кучеру тихим „голосом“ интуиции. И если бы кучер прислушался к этому голосу, то направил бы экипаж к подлинной цели — внутреннему Храму души».

Пытаюсь разобраться, это куда конкретно: к внутреннему Храму души? Это — к людям? Да нет, это «к внутреннему Храму души». Чьей души? Знаете — моей души. То есть куда поедет экипаж? Верно, прежнем маршрутом — к себе возлюбленному.

Один из самых, к сожалению, характерных результатов работы на семинарах по глубинной психологии тот, что после копания в своей глубинной психологии люди и привыкают преимущественно к самокопанию. Они по-прежнему заняты собой, только теперь это делают «в духовном стиле». А что людям и миру от их копания — это, конечно, слишком мелкий вопрос для их глубинного сознания.

«Высшее Я», «Самость» и «трансцендентные уровни сознания» — это вещи, конечно, очень уважаемые, только в конкретном исполнении могут быть как большим добром, так и великой глупостью. Каким конкретным содержанием наполнит их местный Гуру, тем они народу и предстанут.

«Высшее Я» — оно, конечно, высшее, только говорит всем очень разные вещи, соответственно местной традиции и личным склонностям конкретного подвижника. «Высшее Я» направило Будду на духовный путь, первым шагом которого было бросить жену с маленьким ребенком, патриархам Дзена оно помогает пить вино и драться палками, а «Высшее Я» мистика Адольфа Шикльгрубера подсказало ему, что надо затопить берлинское метро.

«Самость»? «Самость» у народа вообще чаще ассоциируется с Самцом, чем с Богом. Конечно, это примитивно, потому что в расшифровке К.Юнга в процессе индивидуализации на пути к Самости нужно разбить лживые маски Персоны и подняться к своему коллективному предназначению, записанному в твоем самом глубинном подсознании.

Правда, вам уже все понятно? Мне тоже. А главное, не ошибешься, где твоя Самость, а где идеи из очередной книжки «Эзотерической библиотеки».

«Трансцендентные уровни сознания» — звучит красиво, а в реальности люди погружаются в сновидное состояние сознания и без наркотиков наблюдают очень разные картинки. Народ со склонностью к Божественному Единству переживает единство с миром и Богом,

а что — это приятно. Вы знаете, что я един с Богом?!

у кого больше тяга к телесности и экстазу — проживают оргии и экстаз.

Совершенно божественный экстаз!!

Насколько это обязательно путь духовности, точнее, насколько такая духовность даст нам лучшую жизнь — вопрос очень спорный.

«В глубине же своего сознания вы оставались так же одиноки, недоверчивы, беззаветны и уязвимы. А потому не удовлетворяйтесь, если компанейская легкость и обаятельность кого-то из вас однажды вдруг обернется необязательностью, слабостью или равнодушием к чьей-то конкретной боли. Свободу кто-то поймет, как вседозволенность, а любовь сведет к „занятиям любовью“, которые на самом деле распаляют чувствительность и приводят к душевной пустоте».

Виталий Дмитриевич обращает внимание синтоновцев, что от души в Синтоне поразвлекаться еще не значит по-настоящему выправить себе душу. Совершенно согласен. Вопрос: как построить себе не только благополучный фасад, а настоящее внутреннее благополучие, на самом деле хорошо работающую конструкцию души?

Виталий Дмитриевич утверждает, что это делается на его семинарах и не может быть сделано в Синтоне. Я, однако, неоднократно был свидетелем, что это не происходит на семинарах по глубинной психологии, но, с другой стороны, в Синтоне происходит.

Когда Синтон живет не как веселый клуб, а как хороший учебный центр, и человек приходит не развлекаться, а сделать из себя Человека. Работает, в частности, на Дистанции, и получает настоящие результаты.

Я не хочу определенно сказать, что мы лучше, а все остальные никуда не годятся. Я думаю, что те, кто хочет из людей вырастить Человеков, идут к этому разными путями. Стимулировать друг друга веселыми наездами («Ерундой вы тут занимаетесь!»), чтобы коллеги не забывали о сверхзадаче, наверное, полезно, но едва ли оправдано всерьез думать, что только твой путь к Храму, а все другие тропки только до ближайшего кабака.

Спасибо, Виталий Дмитриевич, за этот веселый наезд!

Да! Оксана Клименко взяла в Москве все новые синтоновские программы и вообще на следующий год грозится открыть Дистанцию. Ну что, начнем работать, синтоновцы?

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Как правильно отказывать:
3 способа сказать НЕТ,
сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Запись вебинара
«Как торговаться о цене и сэкономить много денег:
7 главных правил»
Тренинги
Видео «5 тактик поиска решений «выигрыш-выигрыш» в переговорах»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 2 июля 2019 г.)
Тренинги
Видео «5 быстрых способов сохранить спокойствие в конфликтных ситуациях»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 12 апреля 2019 г.)
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета тренинга «Искусство Речи: Риторика и Ораторское Мастерство»
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности (часть 2)
Тренинги
Запись вебинара
«КОНФЛИКТ С АГРЕССОРОМ»
Тренинги