Простой, но поистине гениальный эксперимент был проведен на психологическом факультете университета в Ньюкастле. В университетском коридоре был установлен автомат с напитками. В течение десяти недель студенты могли, не опуская в автомат монеты, простым нажатием кнопки получить любой интересующий их напиток, — однако рядом стоял специальный ящичек, куда следовало положить соответствующее количество денег.
На высоте среднего роста на стену повесили постер с ценами на напитки. В течение первой половины срока верхнюю часть этого постера украшали два больших глаза; а вторую половину срока — изображение невинного букета цветов.
В результате выяснилось, что в те дни, когда с постера на студентов взирали внимательные глаза, денег в ящичке оказалось в три (!) раза больше, чем в цветочный период.
Таким образом, получило подтверждение предположение психологов о том, чужой пристальный взгляд является сигналом для личности к определенному социальному поведению, в данном случае — честному.
Руководитель эксперимента Мелисса Бейтсон утверждает, что его последствия могут быть весьма интересными: теперь в местах и ситуациях, требующих честного поведения и соблюдения общих правил (например, на платных автодорогах или в больших супермаркетах), эффективным блюстителем закона может стать…всего лишь пара бумажных глаз.
Источник: psychologov.net