Будьте осторожны с обещаниями, иначе придется отвечать по счетам перед тем, кому вы что-то пообещали. Исследователь Мануэла Виез изучила, как поведение других людей и собственное поведение влияют на наше дальнейшее поведение. Если люди говорят, что доверяют вам, вы становитесь более надежным. Если вы верите, что вы надежны, вы обязываете себя сдерживать обещания. И если вы не сдержали обещания, то вас может ждать наказание.
Наказание за плохое поведение и вознаграждение за хорошее — это те модели поведения, которые помогают поддерживать общественный порядок. Тем не менее, по мнению некоторых исследователей, вознаграждения за хорошее поведение, не существует или практически не существует. Однако результаты Виез опровергают это.
Обещаешь быть надежным — тебе верят больше
Участники эксперимента должны были принимать решения в определенных ситуациях выбора. Основное внимание уделялось ситуациям, связанным с доверием, где поведение оценивалось посредством денег. В одних ситуациях выбора участники могли вознаграждать надежность, а в других — они могли обещать вознаграждение или угрожать наказаниями.
В зависимости от своего поведения, участники зарабатывали больше или меньше денег. Люди могли заработать больше, если они обманывали доверие, чем, если они вознаграждали доверие. Наказание или вознаграждение также стоило денег. Ситуации выбора разыгрывались анонимно и один на один. Каждый раз это был новый партнер, поэтому эмоциональная привязка и потенциальные выгоды в будущем не имели значения для поведения участников.
Когда один участник обозначал, что он доверяет другому, его партнер становился более надежным. И наоборот, когда кто-то обещал быть надежным, партнер больше доверял ему. Важно, что обещание быть надежным также повышает собственную надежность. Результаты эксперимента Виез показывают, что чувство долга и желание быть последовательным в своем поведении способствуют тому, что люди держат свое слово.
Наказания и награды
Виез обнаружила, что нарушение обещаний приводит к своего рода мести. Обман доверия после обещанного вознаграждения за надежность жестоко наказывался. Чувство возмущения оказывало заметное влияние на дальнейшее поведение. Однако выполнение обещаний было оценено не так высоко. Дружественное поведение после предоставления услуг приводит к ослаблению чувства долга.
Впервые именно исследование Виез продемонстрировало, как прошлое поведение влияет на дальнейшее поведение. Тем не менее, деньги имели ограниченное влияние на решение — наказать или наградить. В своем поведении участники, в основном, руководствовались чувством возмущения или долга, а также стремлением быть последовательным.
Источник:: effecton.ru