Борис Герасимович Ананьев (1907, Владикавказ-1972) — советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, А. Г. Ковалёв и др. (позднее, однако, они в той или иной мере пересмотрели его взгляды и создали собственные школы).
Борис Герасимович Ананьев происходил из обрусевшей армянской семьи. Окончил Горский пединститут (1928). Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).
На доме, где жил в Санкт-Петербурге Борис Герасимович Ананьев, установлена мемориальная доска.
Борис Герасимович Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Борис Герасимович Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Борис Герасимович Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Борис Герасимович Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.
В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Борис Герасимович Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.
В условиях быстрого развития перинатальной психологии, где впервые плодотворно осуществляется комплексный подход к изучению и развитию человека, и постепенной психологизации всего общества, идеи Бориса Герасимовича Ананьева получают новый импульс к развитию.
Основные научные труды
Психология педагогической оценки, 1935..
Очерки психологии, 1945.
Психология чувственного познания, 1960.
Теория ощущений, 1961
Очерки русской психологии XVIII-XIX веков, 1967.
Человек как предмет познания, 1969.
Психология и проблемы человекознания. МОДЭК, 2005.
Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.
Человек как предмет познания. Питер, 2001.
О проблемах современного человекознания. Питер, 2001.