С древних времен и по нынешний день человек обменивал вещь на вещь или участвовал в торговых операциях, чтобы получить то, что он не может создать собственными руками. Это основа экономики, и она требует определенного доверия, ведь сделки связаны с риском.
Готовность принять риск основывается, по крайней мере, на репутации партнеров и, возможно, понятие » репутации» свойственно только человеку, чего нельзя сказать о наших ближайших соседях по эволюции — шимпанзе. Об этом говорится в новом исследовании научного центра Университета Джорджии.
Доцент кафедры психологии Университета Джорджии Сара Броснан и ученый Майкл Беран провели исследование, чтобы узнать, будут ли шимпанзе обмениваться пищей друг с другом, используя жетоны, символизирующие продукты. Результаты показали, что хотя животные были в состоянии понять торговлю, они не спешили торговать друг с другом.
Как известно, шимпанзе могут торговать услугами, но как оказалось, эти способности не распространяются на продажу товаров. Торговля услугами происходит между партнерами, которые много общаются и знают поведение друг друга. Таким образом, когда шимпанзе оказывают друг другу услуги, они мало чем рискуют.
» Если я потрачу пять минут на » причесывание» и меня не причешут взамен, я немного потеряю, — объясняет Броснан. — Но я вряд ли захочу торговать пищей, которая составляет 10-20% моих калорий в день, если рискую ничего не получить взамен. Так я могу много чего потерять».
По словам Броснан, одна из вещей, которые отличают людей от шимпанзе — это механизмы трехстороннего укрепления.
Если шимпанзе могут положиться только на личное взаимодействие, человек может использовать дополнительные механизмы — например, юридические и социальные санкции по отношению к тем, кто не соблюдает договоренности. На простейшем уровне защитой доверия в торговле выступает репутация, которая передается от человека к человеку или через слухи, чего как раз и не хватает шимпанзе.
» Я могу сказать, что дал кому-то банан, и мне должны были дать клубнику взамен, но не дали. Это мощное оружие репутации», — отмечает Броснан.
Результаты этого исследования помогут ученым лучше понять корни человеческого экономического поведения, отмечает Беран. Он считает важным продолжить подобные исследования, чтобы понять эволюционные корни механизмов принятия экономических решений.
Источник: http://www. effecton. ru/