Заказать звонок
Дети не спешат думать о людях плохо

Новое исследование, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала Developmental Psychology, доказывает: детям дошкольного возраста достаточно лишь одного примера хорошего поведения, чтобы посчитать человека «добрым». В то же время требуются целых пять плохих поступков, чтобы зачислить человека в категорию «злых».

Злым быть труднее, чем добрым!

В эксперименте детям от 3 до 6 лет читали сказку, главный персонаж которой вел себя либо хорошо, либо плохо по отношению к окружающим. Детей просили оценить действия сказочного персонажа, охарактеризовав его как «злого» или «доброго». Психологи обнаружили, что, совершив хороший поступок лишь один раз, герой сказки однозначно зачислялся в категорию «добрых». А вот один плохой поступок не приводил к зачислению в категорию «злых». Дети продолжали думать о сказочных персонажах хорошо даже после нескольких отрицательных поступков. И только 5 отрицательных поступков подряд заставляли их причислить героя сказки к «злым»!

Ученые пришли к выводу, что дети необъективны в своих оценках и настроены по отношению к окружающим позитивно. Результаты исследования также свидетельствуют, что у дошкольников имеется понимание свойств личности. «Отнеся героев сказки к „злым“ или „добрым“, дети были способны предсказать их поведение в будущем, то есть демонстрировали понимание постоянства свойств личности», — говорит руководитель исследования Джанет Босеовски (Janet Boseovski). Ранее считалось, что такое понимание развивается лишь в начальной школе.

Этот позитивный взгляд на окружающий мир имеет для детей как положительные, так и отрицательные стороны. Джанет Босеовски считает, что «позитивный взгляд дошкольников на мир способствует познанию нового и стимулирует формирование социальных взаимоотношений, но в то же время способствует излишней доверчивости по отношению к незнакомым и малознакомым людям».

Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!

Любопытно, что позитивный взгляд на жизнь сохраняется и в подростковом возрасте. Исследования американских психологов Майкла Робинсона (Michael Robinson) и Кэрол Рифф (Carol Ryff) показали, что молодежи свойственно видеть настоящее более прекрасным, чем прошлое, а будущее — еще более лучезарным, чем настоящее.

Этот самообман, по их мнению, рождает надежду на то, что все будет хорошо. Иллюзия непрерывного улучшения спасает от страха перед неизвестностью. Таким образом, «птица счастья завтрашнего дня» действительно помогает молодым. У 45-летних иллюзий заметно меньше, а после 75 лет они пропадают.

Ирина Павленко

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Запись вебинара «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Запись вебинара
«Осторожно: конфликт!»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Запись вебинара
«Эмоциональный интеллект: как управлять собой и другими»
Тренинги
Запись вебинара
«5 быстрых способов
сохранить спокойствие
в конфликтных ситуациях»
Тренинги
Запись вебинара Наталии Дворкиной
«Карьерная пирамида. 4 пути наверх.»
Тренинги
Видео «Как правильно отказывать: 3 способа сказать НЕТ, сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Запись вебинара
«Мир равнодушия: как выжить в обществе экономии любви?»
Тренинги
Запись вебинара
«Страхи: для чего они нужны и можно ли их преодолеть?»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 27 ноября 2019 г.)
Тренинги
Запись мастер-класса
«6 типичных
«подводных камней»
в развитии отношений:
как их избежать»
Тренинги