Заказать звонок
Бесстрашные дети

Бесстрашные дети менее склонны к сочувствию и более агрессивны — выводы исследования

Дети дошкольного возраста, которые демонстрируют бесстрашное поведение, одновременно показывают меньше сочувствия и больше агрессии по отношению к своим сверстникам. Это было показано в новом исследовании, проведенном на педагогическом факультете Университета Хайфы.

«Результаты этого исследования показывают, что у детей может быть установлено поведение, характеризующееся сниженным уровнем страха, и связанное с неврологическими и генетическими предрасположенностями. Этот тип поведения меньше связан — по крайней мере в раннем детском возрасте — со стандартами образовательных процессов или практики воспитания», — утверждает доктор Инбаль Кивенсон-Барон, который проводил исследования в рамках работы над своей докторской диссертацией.

Исследование, которым руководил профессор Офра Мейзелесс, ставило целью изучить вопрос, связано ли бесстрашное поведение у детей в возрасте 3-4 лет с конкретными физиологическими и социально-эмоциональными характеристиками, и имеет ли оно отношение к таким аспектам воспитания детей, как социально-экономический статус, очередность рождения, родительское благополучие, стиль воспитания детей и т. п.

В ходе исследования наблюдались 80 детей в возрасте 3-4 лет, а также их родители и педагоги. Изучались сведения, предоставленные родителями и учителями, а также производились наблюдения поведения детей в дошкольных образовательных учреждениях, дома и в лаборатории. В ходе исследования производился мониторинг тенденции детей к бесстрашному поведению и их социально-эмоциональные характеристики в начале и в конце года для определения устойчивости этой тенденции.

В первую очередь было обнаружено, что частота сердечных сокращений у детей, которые показали высокий уровень бесстрашия в поведении, была ниже. Затем была произведена оценка взаимосвязи между бесстрашным поведением и социальными характеристиками, и было обнаружено, что более бесстрашные дети демонстрировали меньше сочувствия по отношению к своим сверстникам, а также испытывали трудности при определении выражения лица у человека, испытывающего страх, в то время как выявление других эмоций — например, гнева, удивления, удовлетворения или печали не вызывает проблем. Эти дети также продемонстрировали более высокий уровень общей агрессии — в частности, тенденцию к антиобщественному поведению, например, обману друзей ради собственной выгоды — поверхностность эмоциональных переживаний и отсутствие сожаления или вины после совершения социально-неприемлемого действия.

Интересным результатом исследования оказалось то, что, несмотря на свои антиобщественные тенденции, дети, проявляющие пониженный уровень страха, вполне общительны. «Эти дети вступают в контакт с другими детьми, они бывают дружелюбными и улыбчивыми. Но им трудно догадаться, что их друг расстроен или опечален, и не испытывают сильного стремления помочь такому другу. По-видимому, бесстрашное поведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны», — говорит доктор Кивенсон-Барон.

«Так как бесстрашное поведение связано с генетическими и неврологическими характеристиками, важно найти наиболее эффективные пути — как в области воспитания в детском дошкольном учреждении, так и дома — для оказания помощи этим детям в развитии способности распознавать социальные запреты и осознавать их значение. Мы, как общество, должны научиться определять арсенал оптимальных стимулов, которые могут быть в наличии в естественном окружении ребенка, и которые можно использовать, чтобы пробудить те эмоции, которые необходимы для развития эмпатии по отношению к другим людям и для отказа от агрессивного поведения», — заключает доктор Кивенсон-Барон.

Источник: psychol-ok.ru

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Критика: как добиваться своего и не бояться чужого мнения»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видео «Эмоции. Мифы и реальность. Подавлять или проявлять? Контролировать или управлять?»
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 2 июля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Как торговаться о цене и сэкономить много денег: 7 главных правил»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине развиваться быстро.
Ресурсы и препятствия.»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 12 апреля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.05.2019 г.)
Тренинги
Запись мастер-класса
«Креативность и остроумие в речи»
Тренинги