Заказать звонок

Жизнь, в которой думать необязательно

Основатель «Синтона», доктор науки в психологии, профессор, к.филос.н. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Жизнь такая разная, и мы в ней тоже все такие разные, кто-то бесконечно фонтанирует позитивом, оригинальными идеями и глубокими мыслями, а кто-то просто живёт и ни о чём не задумывается. И тут не совсем понятно, кого из них жалеть надо, а с кого пример брать… Интересные простые истины по этому поводу мы нашли на страницах великолепной книги профессионального психолога, основателя тренингового центра «Синтон» Николая Ивановича Козлова.

— Моя соседка тетя Юля, милейший и любимый мною человек, умеет говорить и делать огромную кучу нужных дел, совершенно при этом не включая мозги. Зачем думать, когда можно просто реагировать?

Думать — то есть знать, что ты хочешь, и делать (говорить) то, что даст нужный результат.

Она приходит в гости — у нее включается речь (некий текст с абсолютно безразличным про что содержанием), руки автоматически готовы включиться например в «помыть посуду», а тело само двигается за другими движущимися телами.

Механичность и неизбежность ее телесности просто впечатляет.

Мышление как способность думать, тем не менее, у нее присутствует, и если ее посадить на табурет, сесть прямо перед ней, взять ее руки в свои и найти фразы, выполняющие роль ключевых, она — может проснуться. Она действительно пробуждается. В глазах появляется осмысленное выражение, тогда она может даже помолчать, а потом сказать нечто неслучайное.
Некоторое время она думать будет. Позже, однако, она неизбежно устает, снижается, ставится на автопилот и —

выключается. Хотя продолжает активно жить и все делать.

Бывают, однако, более тяжелые случаи. Таня, директор крупного детско-юношеского досугово-творческого центра, — симпатичнейший человек, подвижник по работе и при этом просто дура. Она не мыслила никогда, она этого делать категорически не умеет, и ей этого не объяснить, потому что ей нечем понять, что это такое. С ней этого никогда не происходило.

Ей сказали, как проводить зарядку, — она будет проводить ее согласно инструкции, не глядя на настроение занимающихся. Если ей сказать, что она проводит зарядку неправильно, она вначале растеряется, а потом засветится и попросит правильную инструкцию, чтобы ее выучить. Она всегда только воспроизводит то, что ей рассказывали или что она прочитала.

Ее пятилетняя дочь убеждена, что детей находят в капусте. «Мне мама сказала! Я теперь это знаю!»

И глаза — твердые.

Способ познавания мира самой мамой Таней отличается немногим: «Вы знаете, я раньше не знала, что такое Бог, а потом я в очень умной книге прочитала: „Бог — это солнечные лучи“. И теперь я это знаю!»

В отличие от тети Юли, маму Таню мне не удалось включить и вывести на думание — ни разу. Повторю, у меня создалось впечатление полного отсутствия у нее этой функции.

Едва ли грамотный психолог увидит в этих простых заметках какую-либо для себя новость: то, что констатирую я, писали и десятки других моих практикующих коллег. Например, на языке транзактного анализа Эрика Берна «думать» — это встать в позицию Взрослого, поднявшегося над живой (в данном случае — бездумной) эмоциональной непосредственностью Ребенка и бездумно усвоенными (и также воспроизводимыми) настав?лениями Родителя.

Читали, помните.

Но тогда естественный вопрос: как часто человек встает в позицию Взрослого, как часто человек начинает — думать? Если учесть, что научить человека включать своего Взрослого и есть цель долгой и трудной работы психотерапевта, то ответ ясен: нормальный человек думает редко. Основное время своей жизни он просто живет, выплескивая своего Ребенка и бубня своего Родителя.

Верно?

Только не спрашивайте у меня научного определения, что такое «думать». Я знаю, что это не совсем то же, что «мыслить»: мыслят, то есть результативно перерабатывают информацию, в той или иной мере, все и всегда, включая ворон. Также я знаю, что это чем-то близко к «пробуждению», когда человек как будто просыпается и начинает видеть, что он делает и зачем. Однако, похоже, «видеть» еще не значит «думать»: можно просто пробужденно созерцать свою жизнь, не включая ее обдумывание. В нашем учебном центре «Синтон» мы посвятили целый тренинг самым эффективным способам организации мышления.

Если позволите, в качестве рабочей даже не гипотезы, а скорее картинки, свое сегодняшнее понимание, что же такое «начать думать», я обрисую так. В обычной жизни, в привычной обстановке, когда у тебя (возможно, в голове) информация переваривается и выдается автоматически, думать не нужно. Можно просто жить, потому что все, что нужно, происходит. И даже если не происходит, можно не думать по-прежнему, а вместо этого поругать себя или других: за то, что «не происходит».

Просто ужас какой-то!

Ни о чем не думая, человек, тем не менее, всегда знает, что «он прав», и какая бы новая информация не приходила, она вкладывается у него в уже имеющиеся ячейки и понимается как уже привычная, известная, старая.

Почему сахар в воде растворяется? Ну, это химическая реакция. Почему гром гремит? Ну, это Илья Пророк на колеснице едет. Все понятно.

Но, одновременно, тогда становится понятно, почему Ошо всегда твердит, что мышление убивает мир, делает его пыльным, серым и старым. Потому что все — известно, все — понятно. Что думать-то?

Однако у некоторых особей в силу совершенно непонятных причин вдруг этот автоматический процесс прерывается, а точнее, параллельно ему включается процесс дополнительный, перпендикулярный (Да знаю я, что параллельный процесс перпендикулярно включиться не может. Это у вас не может. А вы подумайте…), и человек вдруг смотрит на окружающую действительность и начинает себя спрашивать: «А прав ли я? А понимаю ли происходящее? Правда ли все вокруг меня — старое? Где я? Кто я? А ты — кто?» И начинает — с интересом, с любопытством, с азартом и старанием — начинает думать.

Вот если монета десять раз подряд выпадет орлом, какова тогда вероятность, что на одиннадцатый раз выпадет — решка? По науке вашей -такая же, и все с этим согласны, а я-то знаю, что нет, орел упасть не должен! Я с наукой спорю, потому что я задумался и даже проверял!

Что включает это «вдруг», что запускает голову, которая начинает думать?

Препятствие? Ну, бывает. А бывает, что и не запускает…

А, может быть, не «что» запускает, а — «кто»? И кто же тогда этот — КТО?

Да, что знаю еще: чтобы чаще пробуждаться и начинать думать, надо любить пробуждаться и думать. Очень этому также способствует, если ты умеешь это делать, — умеешь думать творчески.

Если вы сейчас скажете: «А, я знаю, это разговор просто про творческое мышление. Мы это проходили», я спорить с вами не буду. Но, может быть, стоит подумать? Я еще — думаю…

Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

ЖИЗНЬ, В КОТОРОЙ ДУМАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО

Моя соседка тетя Юля, милейший и любимый мною человек, умеет говорить
и делать огромную кучу нужных дел, совершенно при этом не включая мозги.

Зачем думать, когда можно просто реагировать?

февраля
03