Ошибки — это естественная часть жизни человека. Как говорится в известном всем изречении — «не ошибается только тот, кто ничего не делает». Эту рассылку читают люди, которые по жизни весьма активны, т. е. — Вы что-то всегда делаете, чтобы воплотить в жизнь свои мечты. А значит — ошибки неизбежны (или, если мягче — очень вероятны). И тогда перед нами встает естественный вопрос: а что делать, если ошибка произошла? А еще вернее — как на эту ошибку реагировать психологически, что при этом переживать и вообще — надо ли переживать? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.
В «Синтоне» часто проводится упражнение «Ошибочка». Суть его состоит в том, чтобы, смотря на ведущего, хлопать в ладоши, если хлопает он, и не хлопать, если он хлопка не делает (а делает «обманку», когда ладоши, устремившись друг на встречу к другу, как бы «промахиваются»). Чтобы делать хлопки синхронно с ведущим (и не делать, если хлопка не происходит) нужно успокоиться и сосредоточиться (можете представить, как бы, наверное, выполняли это упражнение Вы, а можете не только представить, а попробовать с друзьями). Так вот, во время этого упражнения кто-то чаще попадает, а кто-то чаще ошибается. И все реагируют по-разному, но — как-то реагируют: кто-то смеется, кто-то делает гримасу огорчения, кто-то временно «тупеет» (пропуская следующий хлопок, т. е. — ошибается второй раз, и третий). После «пробного раунда», когда все дружно нахлопались и наошибались, ведущий предлагает одному из участников (кто реагировал на ошибку) выйти вперед. Звучит вопрос: «Подскажи, пожалуйста, ты помнишь, что именно ты делал, когда ошибался?» — «Смеялся.» — «А зачем?» — «Ну, потому что ошибался.» — «Это ты ответил на вопрос «Почему?», а если подумать на тему «Зачем?».
Действительно, а зачем? Давайте подумаем вместе. В упражнении «Ошибочка» мы попадаем в ситуацию конвейера: времени мало, и нужно реагировать быстро, чтобы ошибок было меньше. Если человек во время такого непрекращающегося действа начинает эмоционально реагировать на ошибки, то он этим отвлекает себя от дела, и совершает новые ошибки, на которые тоже реагирует (в общем, пользы мало). А что делать вместо этого? Есть версия, которую сразу предлагают участники: нужно не реагировать, а заниматься делом. То есть просто быть спокойным, расслабленным и сосредоточенным: если произошла ошибка — «ну и что, продолжаем делать, а думать и реагировать будем тогда, когда на это будет время, т. е. — не сейчас». Хорошо, попробуем? Группа снова собирается возле ведущего: он хлопает (или не хлопает, а промахивается специально), участники пробуют сделать то же самое. На этот раз получается значительно лучше, смешки есть, но звучат значительно реже. Лица спокойные и сосредоточенные. «Ошибка? — Ну и что. Продолжаем!». Спасибо, всем аплодисменты!
Мы попробовали. Получилось. Какие ощущения? — «Во второй раз было спокойнее», «Я совершала ошибок меньше, когда прекратила смех, хотя поначалу несколько раз сбивалась на переживания», «Мне так было комфортнее». Т. е., делаем резюме: если мы находимся в ситуации «конвейера» и время для эмоций и прочих отвлечений нет — при ошибке просто продолжаем заниматься делом, а не переживаниями. Ошибка — это сигнал к тому, что нужно просто быть внимательнее, спокойнее и расслабленнее. Так? — Да, все верно.
Хорошо, а как быть, если ситуация не «конвейероподобная» и время на реакцию все же есть? — Хороший вопрос, и ситуация в этом случае действительно другая.
Часть вторая
Представьте себе ситуацию: вы взяли у хорошего знакомого машину (вам нужно съездить куда-то по делам). Машина дорогая, ее стоимость намного превышает ваш среднемесячный доход, и, так получилось, машина не застрахована. Вы, соблюдая все правила дорожного движения, вдруг видите на дороге нечто неожиданное (например, перебегающую собаку). Чтобы избежать трагедии, вы инстинктивно крутите руль, машина едет на обочину и врезается в дерево. Все живы, все здоровы (включая и собачку), но есть и потери — это разбитая машина. Что делать? Хороший вопрос. Давайте не будем здесь разбирать очевидные действия: да, нужно решить все вопросы с ДПС-службами, нужно убрать с проезжей части машину, нужно сразу прикидывать варианты того, как можно исправить материальную ситуацию друга, который теперь машины лишен и т. д. Мы уверены, что те, кто читает эти строки, будут действовать максимально здраво и в итоге позаботятся обо всех, кто к этой ситуации причастен. Но интересен другой вопрос: как вы думаете, какие эмоции в этой ситуации будут целесообразны?
Не спешите с ответами…
Когда этот вопрос звучит на занятиях в «Синтоне», ответы бывают очень разными.
Ну, начнем с того, что большинство очень светлых и душевных людей признаются: эмоции будут не самые приятные, потому что ситуация аварии неприятна другу. Мы его как бы подвели, и нам должно быть стыдно и вообще. Хорошо, поставим вопрос иначе: если бы у вас была в руках волшебная палочка, которая может вам обеспечить любое настроение, какое захотите? Закажете расстроенность — будет. Пожелаете радостное присутствие духа — будет и это. Итак, ваш выбор?
Интересно то, что даже при условии волшебной палочки, создающей настроения, большинство людей с трудом выдавливают из себя ответ «спокойствие». А если задать провокационный вопрос «А как насчет радости? Ведь волшебная палочка же!», то в этот момент и открывается истина: «Ну как же хорошее настроение, если мы человеку навредили?!».
А зачем заказывать плохое настроение, если можно хорошее? Какая польза от плохого? — А потому что нельзя так! (последний ответ — это крик души: души человека, который отвечает не на вопрос «зачем?», а на вопрос «почему?»).
А если все-таки подумать? Возможный вариант логического рассуждения:
1) Начало ситуации, когда машина уже в аварийном состоянии, а друг еще не знает. Здесь беспокоиться смысла уже нет, потому что все обошлось (все живы-здоровы, вот и славно). Более того, плохое настроение мешает трезво мыслить, а потому, если мы хотим разобраться с текущей ситуацией максимально быстро и здраво, то нам пригодится если не хорошее настроение, то уж, по крайней мере, спокойная собранность. Да? Тогда — взмах волшебной палочки, и мы получаем нужное состояние, которое теперь отвечает на вопрос «Зачем?» — «Для того, чтобы все уладить быстро и без лишней нервотрепки для себя и окружающих».
2) Продолжение ситуации, когда нужно сообщить другу лично о том, что произошло и что он теперь временно без машины. Здесь у нас два варианта: либо друг хорошо владеет своими эмоциями, либо друг будет сильно расстроен.
А) Если друг «просветленный», то первым его требованием (ну, или очень просьбой) будет решение вопросов (и технических, и материальных) как можно скорее и удобнее (для него). Например, у вас есть знакомые в автосервисе, или у вас есть возможность предоставить во временное пользование другую машину, пока вы занимаетесь восстановлением прежней. Одним словом — вперед, нас ждут великие дела!
Б) Если друг «просветленным» стать не успел, и весть о скоропостижно разбитой машине повергла его в уныние или того хуже — то ваша под горем раздавленная душа здесь тоже вряд ли окажется полезной. Во-первых, людям, которые сильно переживают, нужны не ваши сильные переживания, а ваше дружеское сочувствие и готовность быстро и решительно помочь. Да и потом — одно дело посочувствовать, а другое — «убиваться» (вспоминается фраза «ну что же вы так убиваетесь, вы же так не убьетесь!»). Сочувствие и сожаление — поддерживает и говорит о вашем дружеском расположении, а убитость горем или ваша сильная расстроенность говорят скорее не о вашей грядущей помощи, а о том, что теперь помощь нужна еще и вам самим. Наверное, все-таки лучше не увеличивать количество пострадавших в ситуации, а уменьшать. Да?
Итого, резюме сегодняшнего разговора и одновременно мысль «на подумать»:
Если в ситуации у вас есть выбор, какое переживание выбрать — лучше опираться на принцип целесообразности, стремясь ответить на вопрос «Зачем?». Зачастую внутреннее негативное переживание не то чтобы не помогает, а даже мешает вовремя «оглянуться» и исправить ситуацию, пока это еще можно сделать. А выражать ли внешне негативные эмоции и как сильно — стоит смотреть по ситуации, пытаясь ответить на вопрос «Кому от этого будет польза?».
Для кого-то наше размышление окажется неожиданно-новым, а для кого-то — это обычная ежедневная реальность, когда при возникновении жизненной трудности первым встает вопрос «И что теперь можно сделать?» вместо восклицания «Какой ужас!».
Желаем вам бодрости и присутствия духа!
Авторы: Швецов Д., Струкова А.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.