Автор: Марианна Збронская
Мы задали Марианне Збронской, психологу и ведущей тренинга «Рождение женщины», актуальный и волнующий многих вопрос:
Почему современные женщины стремятся к лидерству в семье?
И вот, что она ответила:
«Если отвечать на этот вопрос коротко, то я бы сказала: потому что боятся смерти и не доверяют мужчинам.
Если же пуститься в более подробное исследование этого вопроса, то стоит остановиться на мужских и женских функциях в семье, на описании истинного мужского и истинного женского начал и на изучении биологической и исторической природы этих явлений. Начать же придется с разговора о мужских качествах, возможностях их развития и причинах деградации.
Однако прежде я хотела бы обратиться к одному из важнейших постулатов восточной философии и юнгианского анализа: психика человека любого пола имеет как мужскую, так и женскую составляющую. И говорить мы будем именно о внутреннем мужском и внутреннем женском.
Итак, основой мужественности является естественная природная мужская агрессия, которая в свое время была необходима для выживания как одной особи, так и семьи, и рода. Когда человек осознает и принимает свою агрессию, то есть когда он умеет управлять этой первобытной силой в себе, она приобретает определенный вектор и бывает направлена на освоение новых территорий, на защиту женского начала и семьи. Но современный технический прогресс, призванный обеспечивать относительную безопасность и легкость жизненных процессов, сводит на нет необходимость использования этой ведущей силы мужской части психики. Недостаток принятых, социально одобренных каналов для использования этой мощной природной силы приводит к её подавлению.
Оставаясь непринятой, неосознанной, как бы невидимой для своего владельца, агрессия исподволь начинает управлять им: она оседает в теле (язва желудка, артриты и пр. ) или проявляется в хроническом невыполнении обещаний, обесценивании собеседников, в частом использовании лжи, в «странной забывчивости» в выполнении просьб, в откладывании дел, в перекладывании ответственности на других, в обвинениях в адрес близких, в случайном нанесении ущерба предметам, принадлежащим другим людям и себе (разбитые чашки, поврежденные машины и прочее).
Подавленная, искривленная агрессия блокирует развитие мужской части личности, которая, оставаясь инфантильной, не способна выполнять свои защитные функции по отношению к женскому началу.
В результате этого истинное женское начало, суть которого — вечно воспроизводить и воссоздавать чувственность, красоту и радость, умение восстанавливать мужские силы, оказывается в опасности и лихорадочно начинает искать резерв для защиты внутри себя. И находит. В глубоких корневых, теневых структурах материнской части женственности таится мощная слепая архаичная агрессия, которая и оказывается задействованной в этой экстремальной ситуации.
Неконтролируемая инстинктивная агрессия, порожденная страхом небытия, наполняет женщину потребностью контролировать все, с чем она соприкасается, чтобы не допустить агрессии в свой адрес, заставляет её хитрить и изворачиваться, чтобы намертво привязать к себе всех, кто ей дорог, чтобы не допустить потерь, этот же безотчетный страх вынуждает её прибегать к коварству и обесценивающей тактике по отношению к другим, чтобы не соприкоснуться с собственным глубоким чувством вины и отвержения себя (напряженность этих чувств может быть так велика, что тоже грозит разрушением личности — духовной смертью).
Истинная женственность уходит на второй план, а на первый выходит испуганная агрессивно контролирующая мать — этакий паук, чутко улавливающий любое движение в своей паутине, готовый в любую секунду к защите и нападению. Под его многогранными всевидящими очами не может развиваться ни женская, ни мужская структура личности — «дитятями неразумными» управлять легче.
Круг замыкается. Не развиваясь, мужская часть никогда не сможет встать на защиту женской, и женская снова и снова будет изыскивать ресурс, раздувая внутреннего паука до гипертрофированных размеров.
Снаружи это часто выглядит как стремление к лидерству. Женщины с такими личностными особенностями бывают весьма успешны в бизнесе и стремятся занимать главенствующую роль в семье.
Из страха смерти и недоверия мужчинам, ведь рядом с ними, естественно, оказываются мужчины, являющиеся точным отражением их собственной инфантильной и подавленной внутренней мужской части. У таких мужчин их собственная внутренняя женственность тоже находится в бедственном положении, а балом правит гигантский паук — агрессивная и подавляющая внутренняя мать.
Именно так складываются пресловутые созависимые отношения, о которых так много написано в психологической литературе».
Автор: Збронская М.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.