Автор: Тимур Гагин
В бизнесе часто складываются такие ситуации, когда решения руководителю нужно принимать быстро, практически не раздумывая. Как это сделать так, чтобы не жалеть о последствиях?
На этот действительно непростой вопрос нам ответил Тимур Гагин:
В одной фирме, с который мы долго работали, многое рушилось из-за желания хозяина — генерального директора — постоянно принимать решения. Само по себе это, конечно, развлекает, но постоянная перемена принятых решений раздражает сотрудников и разваливает организацию. Как часто мы устраиваем себе неприятности? У нас есть десять рублей. Жена говорит: «Мне надо пять рублей». И мы обещаем ей эту сумму. Ребенку надо три. И мы снова обещаем. Коллега просит пять. И мы снова обещаем! Но всего-то у нас десять рублей! В каждом конкретном случае мы правы. Но в целом денег уже не хватает.
Часто решения руководителя принимаются по такому же принципу. Каждое в отдельности — правильное. Но все вместе они порождают хаос. Привычку принимать сиюминутные решения надо отбивать!
Почему здесь речь идет о дисциплине принятия решений? Потому что в стихийном бизнесе решения, как правило,— правильные, но не регулярные. И принимаются в режиме аврала: сейчас ситуация стряслась, и мы сейчас ее вместе решаем. Прорвалась крыша — мы решаем. Клиент уходит — мы решаем. Клиент приходит — мы опять решаем.
В силу того, что каждое решение принимается по наитию, во-первых, множатся авралы, во-вторых, это нервирует сотрудников. У сотрудников складывается ощущение, что шеф сам не знает, чего ему надо.
Сегодня — одно, завтра — другое, послезавтра — третье.
Почему это плохо? Сотрудники не догадываются о принципах принятия решений. И даже в тех случаях, когда могли бы додуматься сами до нужного направления, не рискуют этого делать, ведь сейчас придет шеф и все опять будет по-другому. Отсюда — ожидание: чего нам сегодня звезданет? Звездануло? Начинаем делать. Или лучше обождать? Как этого избежать? Еще до того, как сотрудник просит вас принять очередное решение, вы определяете для себя главную текущую цель на ближайший период.
Одну главную цель! Одну! Это важно!
Далее все текущие распоряжения отдаются в соответствии с главной целью.
Отсюда мораль: не приняв решения более высокого уровня, не стоит принимать сиюминутных решений более низкого уровня. Даже если они окажутся удачными. Иначе пять решений низкого уровня могут быть никак между собой не согласованными. Каждое в своем конкретном случае будет верным, но вместе они ведут к развалу. Ресурсов не хватит поддержать все генеральные линии сразу.
Итак, первое, что должен сделать руководитель,— это принять решение о главной цели. Ни одно решение, противоречащее ей, не может быть принято без официальной смены главной цели.