Заказать звонок

Марианна Збронская: Что стоит у истоков эгоизма?

В современной психологии очень много совершенно различных взглядов на понимание сути и причин эгоизма. Очень популярна, например, в нашей социокультурной действительности в последнее время «теория разумного эгоизма» предложенная ещё в конце 19 в. Чернышевским в романе «Что делать». Одновременно с теорией, противопоставляющей эгоизм и альтруизм, бытует представление, описанное Кантом, о том, что эгоизм есть любовь к себе.

По-моему, пора просто отказаться от термина, в силу его крайней неопределенности.

Даже в бытовом употреблении «эгоизм» звучит то как синоним греха и неоправданной жестокости, то как оправдание права иметь собственные потребности, то как повод для гордыни.

Мысль об эгоизме и эгоистах возникает у нас, как правило, в момент, когда наша Вера в Любовь (ту самую, безусловную, или воздушно-романтическую, другими словами, потребность получать, ничего не вкладывая) наталкивается на то, что кто-то не готов её удовлетворять, либо в момент, когда мы позволяем себе не удовлетворять чьи-то потребности, и получаем за это обвинение в эгоизме.

То есть, стоит, пожалуй, говорить о том, что среди нас есть люди, слабо осознающие свою острую потребность быть нужными, нравится, быть «хорошими», «правильными» и реализующие её путем подчинения потребностям близких, благотворительностью, миссионерством, меценатством и просто добротой, при этом, однако, сурово осуждающие других «плохих», которые так не делают, или, что ещё ужаснее, не благодарят своих спонсоров как минимум похвалой и восхищением, а как максимум ответным подчинением. Эти «плохие», по логике, должны безусловно, испытывать массу неприятных чувств: вину, стыд, отверженность,— ведущих их к положительным изменениям и признанию необходимости принять вечные моральные ценности и подчиниться «здравому смыслу».

Кроме того, есть люди, в глубине души сомневающиеся в своем праве иметь собственные потребности, неосознанно чувствующие себя униженными, а на сознательном уровне гиперкомпенсирующие это бессознательное переживание демонстрацией своих импульсивных желаний, ярко, акцентировано противопоставленных потребностям окружающих. Как правило, именно эти люди больше всего говорят о защите собственного достоинства, которое на деле давно превратилось в защиту себя от самоуничижения, и не умеют просить о помощи, потому что это — удел «тварей дрожащих».

С другой стороны, к счастью, есть люди осознанные, имеющие хороший доступ к своим истинным потребностям и способные удовлетворять их, не противопоставляя потребностям окружающих, а взаимодействуя с ними.

Ближайшие тренинги
Партнерская программа Синтона
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности
Тренинги
Запись вебинара
«5 быстрых способов
сохранить спокойствие
в конфликтных ситуациях»
Тренинги
Запись вебинара
«Критика: как добиваться своего и не бояться чужого мнения»
Тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности (часть 2)
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Запись мастер-класса
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Запись вебинара «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги