В современной психологии очень много совершенно различных взглядов на понимание сути и причин эгоизма. Очень популярна, например, в нашей социокультурной действительности в последнее время «теория разумного эгоизма» предложенная ещё в конце 19 в. Чернышевским в романе «Что делать». Одновременно с теорией, противопоставляющей эгоизм и альтруизм, бытует представление, описанное Кантом, о том, что эгоизм есть любовь к себе.
По-моему, пора просто отказаться от термина, в силу его крайней неопределенности.
Даже в бытовом употреблении «эгоизм» звучит то как синоним греха и неоправданной жестокости, то как оправдание права иметь собственные потребности, то как повод для гордыни.
Мысль об эгоизме и эгоистах возникает у нас, как правило, в момент, когда наша Вера в Любовь (ту самую, безусловную, или воздушно-романтическую, другими словами, потребность получать, ничего не вкладывая) наталкивается на то, что кто-то не готов её удовлетворять, либо в момент, когда мы позволяем себе не удовлетворять чьи-то потребности, и получаем за это обвинение в эгоизме.
То есть, стоит, пожалуй, говорить о том, что среди нас есть люди, слабо осознающие свою острую потребность быть нужными, нравится, быть «хорошими», «правильными» и реализующие её путем подчинения потребностям близких, благотворительностью, миссионерством, меценатством и просто добротой, при этом, однако, сурово осуждающие других «плохих», которые так не делают, или, что ещё ужаснее, не благодарят своих спонсоров как минимум похвалой и восхищением, а как максимум ответным подчинением. Эти «плохие», по логике, должны безусловно, испытывать массу неприятных чувств: вину, стыд, отверженность,— ведущих их к положительным изменениям и признанию необходимости принять вечные моральные ценности и подчиниться «здравому смыслу».
Кроме того, есть люди, в глубине души сомневающиеся в своем праве иметь собственные потребности, неосознанно чувствующие себя униженными, а на сознательном уровне гиперкомпенсирующие это бессознательное переживание демонстрацией своих импульсивных желаний, ярко, акцентировано противопоставленных потребностям окружающих. Как правило, именно эти люди больше всего говорят о защите собственного достоинства, которое на деле давно превратилось в защиту себя от самоуничижения, и не умеют просить о помощи, потому что это — удел «тварей дрожащих».
С другой стороны, к счастью, есть люди осознанные, имеющие хороший доступ к своим истинным потребностям и способные удовлетворять их, не противопоставляя потребностям окружающих, а взаимодействуя с ними.