Дети — это проверка всех систем.
Знакомый йог
Особенно в трехлетнем возрасте, согласятся многие родители. Именно в три года пухлячок-здоровичок-добрячок может стать невыносимым капризным созданием, строптивым, протестующим против всего деспотом. В этом возрасте нередки ситуации, когда ребенок противоречит даже самому себе: «Мама, дай машинку!» — требует маленький бунтарь, а получив желаемое, без всякого сожаления кидает ее об стену и продолжает истерику с теми же словами.
Что же происходит с ребенком в этом возрасте? В первую очередь он перестает быть полностью зависимым физически и психически от матери. Рождается его «самость». Он исследует пространство сам, видит результаты собственной деятельности и приходит в восторг от того, что может влиять на окружающий мир. Кинул ложку — она упала, толкнул мячик — он покатился, начал ныть — принесли то, что хотел… Ребенок приобретает уверенность в себе, уверенность в том, что он все может сам.
Есть конкретные признаки кризиса 3 лет у детей, их еще называют «семизвездие»:
- своеволие,
- упрямство,
- негативизм,
- строптивость,
- протест-бунт,
- обесценивание,
- деспотизм.
Каждому родителю необходимо знать и помнить, что все эти следствия — проявления одной причины: маленький человек хочет САМ принимать решения. Войдите в его положение и позвольте сделать это. Если ребенок все же устраивает истерики, дайте ему понять, что:
- этим он ничего не добьется,
- вы подождете, пока он успокоится, и только потом будете обсуждать то, что он хочет,
- вы любите его, но не будете выполнять его требования по тем или иным причинам и пока он в таком состоянии.
Не наказывайте за истерику, но дайте понять, что таким способом он ничего не добьется. Есть одна мудрая хитрость: на «нетушки» ребенка сформулируйте вопрос так, чтобы на него нельзя было ответить однозначным «нет», пусть это будет выбор, альтернатива: «Ты хочешь погулять или почитать?» Не будьте категоричны, позвольте вашему чаду решить самому. Есть еще один подход, который работает практически безотказно (как ни странно, редкий родитель может его применить): предложите отпрыску сделать что-то вместе,— это то, о чем мечтают наши дети — быть самостоятельными, но делать что-то вместе с нами.
Однако, наряду с приобретением самостоятельности ребенка подстерегают еще два фактора, на постижение которых требуется немало психоэмоциональных сил,— речь и время. Вместе с обретением разговорной речи, появляется «вчера» и «завтра», т. е. прошлое и будущее. Вместе с прошлым приходит сожаление об ушедшем и закончившемся, вместе с будущим — неопределенность и страх. Трехлетнего человека начинает обступать и захватывать реальность. Понимаете, каково это? Войдите в положение ребенка.
Моя подросшая дочь, вспоминая наши баталии, когда ей было 3 года, сказала: «Мама, а ведь тогда меня надо было просто обнять и пожалеть». Постарайтесь и вы исполнить эту элементарную практическую рекомендацию по отношению к своему ребенку. Ведь из вас двоих именно вы — опора и поддержка, защита и сила. И на примере вашей внутренней силы ребенок начинает создавать свою, ту, которая будет с ним всю его жизнь.
Эту статью написала Екатерина Степанова — талантливый журналист; женщина, которая путешествует по миру и никогда не стоит на месте в своем развитии; любящая мама, которая создает все условия, чтобы ее дочь была творцом своей жизни.
Если у вас остались вопросы, и даже если вопросов больше нет, приходите к нам в тренинг-центр «Синтон» в Школу счастливых родителей.
А для детей и подростков у нас есть детско-юношеское направление.
Подробности вы можете уточнить по телефону +7 (499) 705-5695 или на нашем сайте.