Один из самых необычных памятников в мире – это памятник долгоносику. Да-да, долгоносику – вредителю растений. На юге США долгое время основной сельскохозяйственной культурой был хлопок, который называли «королем полей». Он помогал выживать всему населению нескольких штатов, чуть ли не все жители занимались выращиванием и торговлей хлопком. Но в один несчастный год нашествие мексиканского хлопкового долгоносика уничтожило все плантации хлопка, поставив население на грань нищеты.
Не без труда, но фермеры нашли замену хлопку – научились выращивать сою, бобовые, арахис, кукурузу, пшеницу и другие культуры. Люди научились разводить птицу, рогатый скот, свиней, научились выгодно торговать с другими штатами. Началось процветание и развитие фермерских хозяйств, и в результате люди стали жить гораздо богаче, чем прежде. Как следствие, жители штата Алабама возвели памятник этому насекомому, вынудившему их перейти от монокультуры к более прогрессивному земледелию. Надпись на памятнике гласит: «Хлопковому долгоносику, предвестнику нашего процветания, — в знак огромной признательности».
Ту же самую идею о кризисе, страхе перемен и новых возможностях можно было бы рассказать и в форме сухой подачи информации и правильных тезисов. Но это мотивирует и убеждает гораздо хуже. Мы еще с детства не любим морализаторства. Вспомните: когда нас силой правильных аргументов заставляли мыть руки, есть кашу, ходить в школу, делать уроки, ложиться спать, мыть посуду, — все это вызывало протест. Ребенок даже если это делает, то делает с неудовольствием, в стрессе, из чувства страха.
Ребенок не хочет это делать, но делает, потому что иначе будет хуже. Будет осуждение, лишение улицы (а сейчас — интернета), подарков и других благ, будут репрессии со стороны отца, обида со стороны матери. Наша психика устроена по 3-му закону Ньютона — действие равно противодействию. И в течение жизни у нас уже формируется некий иммунитет против убеждающих воздействий со стороны, построенных на прямолинейных аргументах.
Однако, неким хитроумным свойством обходить внутреннюю цензуру и критику обладает то, что можно назвать «СТОРИТЕЛЛИНГОМ». Это истории, случаи из жизни, притчи, сказки, басни, анекдоты, — все, что имеет сюжет. Все это уже имеет форму искусства, а не морализаторства. Наш внутренний цензор менее чувствителен к установкам, которые попадают к нам в сознание в художественной форме. Можно сказать, в обход границ. В этот момент мы настроены не на борьбу с вторжением чужеродного вируса, а открыты к восприятию этого искусства. И заложенные в подтексте художественной истории установки принимаются нашим сознанием как важная ценность. Это еще хорошо знали наши вожди и придавали огромное значение идейному воспитанию масс. «Важнейшим из искусств для нас является кино!», — говорил Ленин. И, действительно, кинофильм — это форма визуального сторителлинга, обладающая мощным воспитательным воздействием. На кино вырастали целые поколения. Равно как и на сказках, баснях, легендах и даже мифах.
Посмотрите внимательнее, свежим взглядом, выступления хороших ораторов, спикеров-мотиваторов, убедительных презентаторов, например, на «теде». На 50% и более по времени у них работает убеждение в форме сторителлинга. Это ситуации из своей и не только своей жизни, истории успеха, притчи, смешные и драматические случаи, метафоры и аналогии. И такая форма хорошо держит внимание, убеждает публику, мотивирует на действия, меняет ценности людям. Но они не родились такими. Они развивали и совершенствовали свою речь и инструментарий влияния. Любой современный руководитель, лидер, менеджер, «продажник» и просто человек, работающий с людьми, обязан хорошо владеть этим жанром, если хочет добиться успеха. Речь – это инструмент влияния, продвижения, продажи и успеха. Кто не занимается совершенствованием этого инструмента – деградирует. В нашем конкурентном мире все более и более очевиден тезис «Развивайся или умри!».
Но есть и хорошие новости. Жанру сторителлинга не только нужно, но и можно научиться.