Собеседование — ключевой момент при приеме на работу. Никакое резюме и рекомендации не заменят живого общения с кандидатом на вакантную должность. Начальник, работодатель, директор фирмы — он тоже человек, и, какие бы ни были ваши начальные условия, он все равно «проголосует сердцем». Поэтому важно позаботиться, чтобы смазанное впечатление не помешало бы вам найти работу своей мечты.
Прежде всего, поставьте себя на место работодателя. Какого он ищет сотрудника? Что он хочет увидеть в вашем облике? Что хочет услышать от вас? Какими критериями и стереотипами он руководствуется? Какое, наконец, впечатление будет для него наиболее убедительным? Несмотря на то, что работодатели — люди разные, у этих ответов будет много общего. Работодатель хочет комфортно себя чувствовать на своем ответственном месте, получать высокую отдачу от настоящих специалистов, хочет чувствовать себя надежно, жить спокойно, доверять людям, которые рядом с ним. Всю палитру запросов к будущему сотруднику можно свести к 2 основным:
Хороший специалист. Т. е. компетентный, грамотный, разбирающийся в своем деле эксперт, отдача от которого будет больше чем вложения.
Приятный человек. Т. е. коммуникабельный, открытый, честный, доброжелательный, надежный.
На что же обратить внимание в первую очередь, чтобы после собеседования не было мучительно больно?
Уверенность в себе. По этому качеству будут судить и о профессиональной компетентности, и о личной состоятельности. Понятно, что ситуация стрессовая, она провоцирует волнение, но помните, что пока вы свое волнение не выдали, о нем еще никто не догадался. Как люди обычно догадываются, что человек в ситуации повышенного внимания волнуется? По бегающим глазам, неровному, тихому голосу, лишней жестикуляции, суетливой манере держаться, по путаной речи или по паузам-зависаниям. Обычно эти детали и выдают человека. Поэтому поставьте задачу хотя бы показаться наблюдателям уверенным и спокойным. Держите все эти детали под контролем — это не слишком сложно. Просто на силе воле, на элементарном самоконтроле держите контакт глаз, ровный, твердый голос, отсекайте лишние жесты, отслеживайте суету в поведении, сосредоточитесь на четкости формулировок. Показаться уверенным проще, чем действительно быть им внутри, и лучше двигаться от простого к сложному.
Доброжелательно-официальная манера общения. Ошибкой будет на собеседовании соискателю заискивать и «пристраиваться снизу», это вызывает жалость и даже презрение. Другая ошибка — гнуть пальцы и доказывать свою крутость, это вызывает протест и отторжение. Возьмите за основу с одной стороны, дружеско-доброжелательный стиль общения, а, с другой стороны, как с уважаемым человеком. Найдите эту золотую середину. Помните — «вы не халявщик, вы партнер» и вытесняйте мысли об экзамене другой, конструктивной установкой о равноправных переговорах, о возможном взаимовыгодном сотрудничестве. Вы — не на экзамене, вы — на переговорах! Вы тоже на собеседовании решаете, подходит ли вам эта компания или нет, готовы вы к сотрудничеству или подождете, поэтому тоже имеете право задавать вопросы, оценивать ситуацию, выражать свое мнение — и договариваться. А если вас что-то не устраивает — имеет право отказать. Помните, как говорил Остап Бендер подпольному миллионеру Корейко? «Я к вам пришел как юридическое лицо к юридическому лицу». Так и вы — пришли как ценный кадр в достойную вас компанию. Для внутренней уверенности и настроя на доброжелательную официальность вспоминайте внутреннюю установку: «Я ценный сотрудник. Мы вместе будем делать общее дело. Сотрудничать со мною — это счастье». Или производные этой установки, которые вам нравятся.
Разворачивайте ответы. Не отвечайте односложно. Односложный ответ создает ощущение, что вы хотите отделаться от вопросов. Вы не партизан на допросе, работодатель не должен из вас вытягивать слова. Ответ нужен не только для самого ответа, а еще для того, чтобы заполнить собою пространство. Когда вы говорите, на ваш рейтинг работает не только содержание ответа, но и ваш твердый голос, уверенность в себе, компетентность, ощущение значимого человека. Разворачивайте ответ, делайте из него хотя бы абзац. Помните, что вопрос — это повод предъявить себя, свое знание дела, свою экспертность. Детализируйте, добавьте подробности, давайте экспертную оценку. Развернутый ответ — это показатель широты мышления специалиста. Понятно, что надо себя уметь и вовремя остановить, но, надеюсь, здравый смысл и внимательность к собеседнику вам это подскажет.
Репетируйте прогон. Подготовьте, создайте «прогон» о себе, любимом, и отрепетируйте его перед виртуальной публикой, а еще лучше, перед диктофоном или камерой. Даже если вам кажется, что вы уже знаете, что о себе сказать, никто не может гарантировать, что в стрессовой ситуации вы не запутаетесь, и не зависните. Репетиция же повышает вероятность того, что этого не произойдет. Спортсмены тоже не сразу выходят на старт, они почему-то предпочитают тренироваться. Если вы справляетесь с заданием на тренировке, вероятность показать хороший результат на испытании уже выше. Что включить в этот «прогон»? То же, что вы включаете в резюме, но более развернуто, подробно, с деталями и комментариями. Живая речь может быть более объемной и детализированной, в отличие от сухих документов. При этом хорошо, если вы умеете рассказать о себе и в течение одной минуты, если время ограничено, так и рассказывать о себе бесконечно долго, если работодатель смотрит на вас мутным взглядом и не торопится вступать в беседу. Начните с короткого емкого рассказа, потом вернитесь и раскрывайте те же тезисы более подробно. Причем во время этой тренировки важно отработать не только само содержание рассказа о себе, но и форму подачи. Т. е. как раз уверенность поведения, твердость взгляда, ровность голоса, сдержанность жестикуляции, отсутствие суеты, четкость формулировок. При этом не стремитесь запомнить текст дословно, поскольку выучивать неперспективно — теряется ощущение живой речи, пусть рассказ в деталях и подробностях будет отличаться, но главный стержень все-таки отработайте.
Продумайте, какие могут быть вопросы. Особенно вопросы вредные, каверзные. Что бы вы спросили на месте работодателя? Как бы он мог вас проверить, испытать? Есть ли что-то, что может поставить вас в тупик? К чему вы не готовы? Когда я учился в институте, обычно к середине экзамена все, кто ждал за дверью, уже знали, благодаря самым смелым своим товарищам, какие у профессора «вопросы на засыпку». Поэтому, при прочих равных, тактика идти ближе к концу экзамена у многих оправдывалась. Подумаем вместе, какие же вопросы может задать вам начальник?
Например:
— Почему вы ушли с предыдущего места работы?
— На какую сумму вы рассчитываете?
— Почему вы хотите работать именно у нас?
— Есть ли люди, которые могут вас отрекомендовать?
— Какие ваши лучшие качества?
— Какие у вас недостатки?
Если вы заранее их предвидите и сможете продумать и найти удачные ответы к подобным вопросам, ими вас в тупик уже не поставить.
Предъявите профессионализм. То, что вы хороший специалист, это пока скрытое ваше качество, и его еще необходимо предъявить. Поэтому хорошо, если вы не только отвечаете компетентно на задаваемые вопросы, но у вас есть домашняя заготовка на какую-то любимую из профессиональных тем, то, что вы можете убедительно показать, рассказать, проанализировать. Подведите к своему «коньку», к знакомой вам задаче, желательно как будто между делом, и предложите продемонстрировать. Не только токарь может показать, как он вытачивает деталь, и не только повар, как умеет готовить. Продумайте, как вы можете продемонстрировать ваше мастерство? Хорошо, если есть возможность это живьем смоделировать — на компьютере, на примерах, в рабочей игре, в кейсе. Если нет, хотя бы в режиме речевого анализа ситуации. Ничто не производит такого сильного впечатления, как живая демонстрация личного мастерства.
Тренируйтесь в бою. По-другому говоря, «на кошках». Если у вас есть компания, куда вы обязательно хотите устроиться, полезно будет для начала устроиться хотя бы куда-нибудь. Да-да. На любую другую работу в рамках вашей компетентности. Пройти собеседование, ответить на вопросы, потренировать свою уверенность, умение держать психологическое напряжение, умение вести себя с начальниками достойно — и спокойно, многозначительно распрощаться. Конечно, обидно будет, если вас в итоге захотят видеть на этой фирме, но умейте и отказать — это качество тоже пригодиться. Практика показывает, что если вы сходите хотя бы для тренировки на несколько настоящих собеседований, вас они уже перестанут пугать. Все, что становится привычным, делается не таким волнительным. Страшен только первый барьер, дальше следуют уже бордюрчики поменьше. И в результате к самой значимой ситуации вы уже будете вполне готовы.
В завершение хочу пожелать, чтобы вы не заставляли ждать компанию своей мечты!