Заказать звонок

Как научиться понимать себя?

Автор: Марианна Збронская

Начну, пожалуй, с того, что не у всех людей есть необходимость именно учиться понимать себя: этот навык складывается у ребенка в довольно раннем возрасте в процессе общения с родителями.

К сожалению, есть, конечно, люди, у которых он оказался вообще не сформирован. Как правило, это может случиться в семье с гиперопекающими и/или гиперконтролирующими родителями, которые с самого начала и вплоть до «изрядного возраста» дитя лучше него знают, чего он хочет и что он чувствует (если вообще готовы допустить, что он может что-то чувствовать). Получается, как в известном анекдоте:

Мама: Сынок, пора домой!
Сын: Мам, а я замерз или писать хочу?

Или же, наоборот, когда в словарный запас ребенка (соответственно, в лексический запас взрослых, его окружающих) вообще не входят слова, обозначающие чувства и желания. В этих случаях научиться понимать себя можно только в длительном общении с психотерапевтом или человеком, который, имея надежный контакт с самим собой, со своими истинными потребностями, чувствами и с реальностью, готов взять на себя функции родителя.

Однако, часто под влиянием тех же родителей или других важных взрослых, опыт (навык) понимания себя оказывается просто подавленным. Это может произойти, когда существует запрет на какие-то чувства в семье в целом или только по отношению к ребенку и/или какое-то особое (чаще негативное) отношение к естественному стремлению ребенка удовлетворить какие-то (или все) свои «хочу». Когда вместо того, чтобы научить ребенка осознавать и социально адекватно удовлетворять свои потребности, ребенку вообще запрещают хотеть и сосредотачиваются на «лечении его от эгоизма».

В этих случаях я обычно предлагаю одно простое-непростое упражнение. Освоив его, человек может научиться не только распознавать свои чувства (кстати, сначала было бы неплохо вспомнить, какие вообще они бывают, и пополнить этими словами свой лексикон) но и научиться определять истинные мотивы своих поступков, причины возникновения и особенности проявления своих эмоций и определять потребности за этим стоящие.

Упражнение нужно выполнять пять-шесть раз в день, до тех пор, пока, со временем, оно не превратиться в стойкий навык. Оно состоит из пяти пунктов и представляет собой некий опыт «сканирования» себя в текущий момент. Возможно, вначале его выполнение будет требовать от вас определенной сосредоточенности и времени, специально отведенного на это, постепенно вы научитесь делать это мгновенно без отрыва от любой текущей деятельности.

Итак.

1. «Сканирование» своих чувств: нужно (для начала обязательно проговорить) назвать словами чувства, которые есть у вас в текущий момент времени.

2. «Сканирование» мыслей. Есть три сферы, в которых ваши мысли могут располагаться:

— сфера реальности, когда вы обдумываете непосредственно текущую деятельность или вспоминаете что-то (просто вспоминаете без додумывания деталей и оценки), или планируете что-то в ближайшем будущем (ближайшее будущее ограничивается несколькими ближайшими часами, все, что дальше — другая сфера)

— сфера иллюзий, к ней относятся все «если бы» касательно прошлого или текущего момента, все «может быть» и «наверное», типа: «наверное, он думает, что я…» и прочие мечты, планы и фантазии;

— сфера абстракций — все теоретические выкладки, опирающиеся на теоретические знания, все оценки чего бы то ни было: деятельности чьей-то и вашей, характеристик чего-то, кого-то или вас; генерализации, типа: «у всех людей обычно…» или «все продавцы всегда…» в общем, любые размышления, включающие слова «все», «всегда», «обычно»; а также мысли о том, что не имеет непосредственного отношения непосредственно к вам непосредственно сейчас, как то: размышления о политике, о спорте и пр.—

достаточно определить, в какой именно сфере, и в какой её части находились ваши мысли в момент начала упражнения.

3. «Сканирование» своих телесных ощущений, включая состояние дыхания, желудка и кишечника, сердечной деятельности и те, которые могут быть вызваны переживанием определенных чувств: «кошки скребут», «сердце сжимается».

4. «Сканирование» восприятия реальности: что я сейчас вижу, слышу, ощущаю тактильно, на вкус и запах.

5. Определение, какой из выше описанных четырех пунктов явился отправной точкой для трех остальных.

Для начала, я предлагаю сосредоточиться на освоении первых четырех пунктов. Уже одно это часто приводит людей к большей осознанности и большему контакту с самим собой.

Часто, для большей наглядности, чтобы показать, как именно работает это упражнение, я рассказываю пару случаев из моей практики.

Однажды ко мне на консультацию пришла женщина, которая с порога заявила примерно следующее: «У меня вообще-то все хорошо, и вообще, я белая и пушистая: и с людьми лажу и контакт легко нахожу… находила… обычно… со всеми… Но меня повысили. И мне по должности положено, чтобы была секретарь… Но почему-то у всех коллег — секретари, а у меня — не пойми что, как „по объявлению“! Уже третью увольняю! Просто банально раздражают так, что вообще работать не могу!» После этого мы немного поговорили, и я предложила ей это упражнение. Через неделю мы встретились вновь: «Я все поняла!!! Я вернула предыдущую секретаршу, и она меня, представляете, не раздражает! (Заливистый смех) «На мой немой вопрос тут же последовал ответ: «Понимаете, я же кофеман! Я утром не выхожу из дома без внушительной чашки кофе… а потом два часа — в пробках… понимаете? А кофе-то мочегонный! А порядок „встречи начальника-меня“ я своим секретарям сама составляла! И по этому „порядку“ она (секретарь) должна входить в мой кабинет вместе со мной, ставить мне на стол уже готовую чашку кофе и одновременно рассказывать мне, кто уже сегодня звонил, о чем спрашивал и т. д.»

Как вы понимаете, после большой чашки кофе и двух часов, проведенных в пробках, единственное желание человека, затмевающее все остальные желания и сводящее на нет вообще всю рассудочную деятельность — это желание скорее добежать до туалета. И когда на пути реализации этой витальной потребности возникает преграда в виде секретаря — единственное, на что эта преграда может рассчитывать, так это на то, что её не убьют… сразу.

Другая моя клиентка отыскала причину своей обидчивости. В какой-то момент она вдруг поняла, что большую часть времени её мысли находятся в фантазиях о том, как её хвалят, ставят в пример другим, как ею восхищаются. Любая встреча с реальностью, несоответствующей её фантазиям, приводила к самоуничижению, чувству вины, а затем к обиде, которая для неё была единственной возможностью избежать тяжелого переживания вины и «собственной никчемности». Позднее, постепенно она смогла усилить в себе так называемое self — ту часть личности, опираясь на которую она смогла «вернуть себе право на самооценку», и научилась внимательно относиться к своей потребности в любви-принятии и самостоятельно нести ответственность за её удовлетворение.

Единственная «опасность», которая может подстерегать человека на пути такого самостоятельного возвращения к себе, способная направить его по ложному пути и надолго лишить возможности видеть реальность,— рационализация — защита, оберегающая от страха взглянуть на себя настоящего, не такого, каким вы привыкли быть для всех, оберегающая от страха встречи с собственной Тенью (помните сказку Шварца «Тень»?) Словари описывают эту защиту, как механизм, при котором «в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины».

Так что периодически хорошо бы все же «проверяться»: получать обратную связь от людей, которые на ваш взгляд, находятся в хорошем контакте со своими чувствами и желаниями, имеют достаточный опыт общения с собой настоящим, открыты и чувствительны к себе и другим.