Человек стремится получать удовольствие от всего окружающего мира, жить наполненной позитивными эмоциями жизнью, создавать себе благополучную жизнь: хороший финансовый уровень, стабильность в личной жизни, иметь здоровое и красивое тело, быть привлекательным… Что же мешает человеку, живя в городе, в котором, казалось бы, есть и возможности, и средства для поддержания любого образа жизни, быть довольным собой и своей жизнью?
Первый ответ человека будет примерно таким: «Меня всё устраивает — я доволен собой и вполне счастлив». Только через несколько фраз человек начинает говорить, что нужно успеть заключить важный договор, потом вспоминает о вчерашней семейной ссоре, проблеме с бухгалтерской отчетностью и «злым» начальником. И вот уже его первая «благополучная» фраза не кажется столь естественной в этом потоке бесконечных проблем…
Забавно, современный человек даже заводит специально еженедельник — чтобы не забыть, какие ещё проблемы надо решить в течение ближайших недель. Не смешно ли, что даже всеобъемлющая память человека порой неспособна держать такое количество «неотложных» дел «в голове» — человек только и успевает ставить «плюсы» и «минусы» на полях еженедельника, корректировать драгоценные часы своей жизни в зависимости от изменений ситуации.
В этом бешеном ритме он разрывается на части между семьей и работой, желанием отдохнуть и необходимостью написать недельный отчет. И человек бросается на решение проблем и задач, всё время ускоряя свой жизненный ритм, надеясь, что завтра окажется, наконец, свободным от навалившихся на его плечи дел. Только завтра очень напоминает вчера, а сегодняшний день человек просто не помнит. А чтобы ничего не забыть из «сегодня» — на то и существует еженедельник!
Используя только сознательную логику, человек бросается в погоню за тем, что его окружает. Его знакомые достигли успеха в бизнесе, сознание логически обосновывает этот факт: «Стал бизнесменом, и жизнь наладилась…». Человек решает: «Я тоже хочу стать бизнесменом! ». И начинает строить свою успешную карьеру. Знакомый купил иномарку последней модели. Для сознания человека — это уже следующая цель. И такая гонка за должностями, вещами, социальными атрибутами длится практически всю жизнь.
Человек словно кладёт свою жизнь — с её эмоциями, смыслом, будущим и настоящим — на некие «чаши весов» социальной состоятельности, на одной из которых лежат социальные атрибуты его жизни, а на другой — его знакомых. Если чаша его социальных успехов перевесила, тогда у человека возникает внутренняя гордость за самого себя, что он большего достиг в жизни, если наоборот, то он чувствует свою социальную ущербность. Тогда он начинает искать, чего ещё нужно достичь в жизни, чтобы его социальные атрибуты стали свидетельством его социальной состоятельности.
Жаль только, что человеку даже в голову не приходит, что зачастую эти привнесенные из вне «желания» — уже «принесшие» счастье его соседу, другу, сослуживцу — в его, личном, случае могут иметь совсем противоположный эффект. Человек радостно бросается «прошибать лбом» новую стену — стать исполняющим обязанности генерального директора, построить загородный домик, как у Петра Петровича — стена, как и положено оказывается крепкой — лет эдак на 5–6 «пробивания».
В результате же человек видит, что жизнь почему-то лучше не стала. Более того, если раньше он болел просто гриппом, то теперь стало пошаливать сердце. Почему? Ответственность работы и её ритм дают о себе знать: растёт нервное напряжение, дома начинаются ссоры. Человека начинает просто внутренне «трясти» от того, что он носится по решению одних и тех же проблем и вопросов, которые с годами не только не решаются, но и всё более набирают мощь и силу. Был грипп — теперь сердце, раньше «деспот» в руководстве — теперь несговорчивый партнер по бизнесу. Проблема здоровья осталось открытой, позитивных событий в повседневности не прибавилось, зато ритм и суета жизни набирают мощь.
Сознание человека не может понять, что даже стопроцентное достижение желания стать таким же, как тот — «успешный» — человек, не возвращает человеку затраченную энергию, столь необходимую его организму, чтобы быть здоровым и наполненным жизнью. Сознание просчитало последовательность шагов к цели, наметило план ближнего и дальнего «боёв», вот только внутренняя проблематика человека не изменилась, а усилилась: ведь «тело» хочет быть здоровым и счастливым, а жёсткий и изматывающий ритм ради достижения «чего-то такого же, как у соседа», мягко говоря, противоречит этому внутреннему желанию. Итог — пошаливает сердце, нервы, дома ссоры…
Зато сознание радостно может ставить новую цель, как стать обладателем нового социального атрибута, который, по мнению человека, «вернёт» ему здоровье, радость и стабильность в личной жизни. И всё начинается снова, шаблон человека приведен в действие… — новый цикл шагов к желаемой цели.
Если посмотреть на эту бесконечную череду «хватания» тактических целей, одни из которых очень большие, другие поменьше, третьи совсем маленькие, то путь, по которому идёт человек к «счастливой и наполненной» жизни, скорее, напоминает петли и бесконечные зигзаги. И в этих блужданиях по океану жизни, сознание человека отождествляет вещи с некими маяками, ориентируясь на которые человек сможет, наконец, ступить на твёрдую землю счастливой жизни. Только каждый раз берег земли оказывается миражом у линии горизонта и человек тщетно пытается доплыть до него. Огоньки социума просто играют с ним.
Он прикладывает все больше усилий, он так тщательно налегает на вёсла своей лодки, торопится к новой земле… Только лодку закручивают всё сильнее и сильнее волны моря — эти накатывающие проблемы просто играют лодкой человека, кружат её меж собой. А земли всё нет.
У человека начинает расти внутри чувство протеста против «несправедливости жизни», он всё больше погружается в бесконечную борьбу… только он не может понять, что борьба идёт не со внешними жизненными обстоятельствами — борьба идёт только внутри него самого: он метается в собственных рамках сознательного мышления, подгоняемый страхом одиночества, с одной стороны, и чувством жалости к самому себе, с другой.
Внутренний кризис человека состоит в том, что он хочет поднять свою социальную значимость в глазах окружающих. Он отделяет свою личность от окружающего мира и бросает вызов всем и вся, хочет совершить «подвиг», который принесёт ему славу и почёт.
Бизнес — и вот перед нами уже не просто человек, а человек с бульдожьей хваткой. И социум радостно бросает ему привлекательную палочку-цель и командует: «Апорт!». И человек кидается за ней, словно от достижения этой цели зависит счастье всего человечества. Он догоняет убегающую цель, настигает одним прыжком и вот, он уже приносит к себе домой новый атрибут социальной состоятельности и ждёт похвалы и одобрения.
Социум, в лице его знакомых, друзей, радостно хвалит его. Они поздравляют человека с новой должностью, приобретением квартиры или новой машины. Они торжествуют: он такой же, как мы, он настоящий бизнесмен!
А потом человек приходит домой, и уже наедине с собой — когда никто не может видеть выражение его лица — сбрасывается социальная маска «успешного» человека. Доля секунды — и что-то резко меняется в нём: что-то, скрываемое им самим от самого себя, начинает кричать там, где-то глубоко внутри. Кто-то, столь несчастный и одинокий, хочет просто завыть, как загнанный зверь на луну, завыть от одиночества внутри себя, вырвать из себя эту боль — боль потери смысла жизни.
Если в этот момент человек посмотрит в зеркало, он испытает ужас при виде своего отражения: он увидит человека с глазами зверя, живущего в тесной клетке, который ещё помнит, что такое свобода и радость жизни, он ещё чувствует — его дух не сломлен, он может ещё вернуться назад в радостный мир, мир солнца и света. Но тут входит кто-то ещё, и снова перед нами «радостный» человек, виртуозно играющий в «успешную жизнь»…
Человек даже мысли не может допустить, чтобы сказать кому-нибудь, что он не чувствует радости жизни, что он не помнит того дня или часа, когда он искренне веселился или был в хорошем настроении. Одеть маску с улыбкой — это он умеет, а вот как это — искренне улыбаться, он забыл давным-давно.
Он представляет, как удивятся все, как начнут говорить, что у него ведь «всё хорошо»: он достиг всех целей, которые ставил — и на работе, и дома. Он уже видит в глазах даже самых близких людей немой вопрос: ну чего тебе ещё надо? У тебя же всё есть! И только мысленно он мог бы им ответить: «У меня есть только маски и роли для игры в счастливую жизнь, такие же, как у Вас. У меня есть все социальные атрибуты „успешного“ человека, такие же, как у Вас! Но я не знаю себя, так же, как и Вы!!!! Я не знаю, кто я такой без этих масок и ролей — я не знаю своего настоящего лица!!!».
И представив себе, как укоризненно посмотрят на него знакомые, жена, родители, он тут же одевает на себя всеми любимую маску успешного человека, все больше замыкаясь внутри себя, испытывая все большее чувство жалости к самому себе «непонятому».
Используя только сознательное мышление, человек всё время пытается решить вопросы, которые занимают его мысли в настоящий момент. Сознание ориентирует человека на проблемы — те же самые стены, которые необходимо разрушить — чтобы, наконец, увидеть свет счастливой жизни.
Только с каждой вновь разрушенной стеной на пути человека возникает новая, ещё более толстая стена, тактическая цель, и человек начинает пытаться пробить и её, и при этом ритм его действий начинает ускоряться, поскольку внутри он чувствует неосознанную тревожность и беспокойство, которые, увы, сознание объяснить не может. Человек испытывает непонятный внутренний страх, хотя на уровне логики, его дела идут нормально, и ничто не предвещает опасности его карьере или личной жизни.
Человек конечно помнит время, когда он ещё был полон сил, азарта, энергии, строил планы на будущее — он хотел жить. Но только что-то безвозвратно изменилось: проходит несколько лет, он уже поднялся вверх по карьерной лестнице, обустроил свой быт — только сил стало меньше, не видно больше азарта в глазах, человеку просто скучно жить.
Самое смешное, что в этот момент сознание, не «слышащее» истинных внутренних желаний человека, делает забавный «первёртыш» — начинает видеть одни неприятности и проблемы. Мышление человека всё более погружается в негатив, что и отражается в его внешности. Он действительно выглядит к 35 годам как человек, не проживший эти 10 лет после окончания Института, а скорее — пробежавший их в изматывающем ритме бесконечного «кросса» обыденных дел. И вот ему уже 35, а счастливой и наполненной позитивом жизни «почему-то» нет.
Всё глубже погружаясь в негатив своего сознания, человек начинает все больше бороться с жизнью — чтобы урвать себе хоть маленький кусочек счастья. Он чувствует, что внутренней энергии практически не осталось — он выжат, как лимон. Отсюда и возникает та неосознанная тревожность и беспокойство внутри человека: его внутренний источник жизненных сил практически иссяк. Он чувствует глубокую жалость к самому себе и продолжает противопоставлять себя окружающему миру.
Человек не может найти в себе силы просто признать, что только он один виноват в том, что его жизнь сложилась именно таким образом, что только он один, и никто другой, несёт ответственность за тот образ жизни, который он создал для себя. Только он один внутри себя решил бороться с миром, доказать ему свою состоятельность, доказать всем, что он смог чего-то достичь в этой жизни. Только мир не оценил его «мёртвую хватку» в отношении жизни: мир не оценил ни его борьбу с окружающими, ни «ораторское искусство» в доказательстве «правильности» собственной жизни.
А вот его угрюмую внешность, жесткий взгляд, «пробивные» жесты, выработанные за годы «борьбы за счастье», не заметить трудно. Как бы сами поступили, если бы на вас «с ломом в руках» надвигался человек подобной внешности? Правильно. Вот и «мир», если так можно выразиться, не питает иллюзии по поводу истинного намерения человека по отношению к себе и реагирует соответствующе — негативные случайности, вирусные инфекции, аварии…
В результате, уже в 30–35 лет человек чувствует, что сердце начинает сбоить, но, не обращая на это внимание, продолжает «делать бизнес», достигать целей: «Там важные переговоры, нужно срочно лететь, а состояние моего организма не имеет сейчас значения — нужно выиграть эти переговоры, они важны для развития моей компании». И вот переговоры проведены, он их блистательно выиграл. Только через полмесяца наступает непредвиденный форс-мажор, и его компания несёт убытки. Человек снова бросается спасать дела своей фирмы, ещё месяц носится с налоговой декларацией. Нервы на пределе… итог — инфаркт в возрасте 35 лет.
Обстоятельства его жизни лишь указывали ему на то, что не дела компании, не его финансовые результаты сейчас необходимо поправлять, они указывали на то, что сам человек нуждается в срочном лечении: он убивает собственное тело своими негативными мыслями, он калечит себя, нисколько не заботясь об этом.
Можно конечно сказать, что так сложились жизненные обстоятельства, человеку просто «не повезло». Он оказался «не в том месте, не в то время», как принято говорить. Только не стоит забывать, что пресловутые «жизненные обстоятельства» несколько раз указывали человеку на то, что он болен, причем, особой, мгновенно отражающейся во внешности и теле, «болезнью» негативного мышления — тело просто отразило в себе всю, накопленную за много лет борьбы, силу этой негативности мышления. Человек сам не захотел остановиться и заняться собственным образом мыслей и действий, заняться собой, своими истинными чувствами к миру, своим собственным телом.
Такая уж традиция сложилась у человечества — обвинять в своих бедах окружающих людей, мир, обстоятельства. Только внешность от этого лучше не становится, здоровье не улучшается, а одиночество настигает в самые трудные моменты «борьбы за счастье». Проходит жизнь и на фоне достигнутых «чужих» желаний, человек всё больше начинает понимать, что о желаниях собственных он как раз-то и забыл. Поэтому зачастую и приходится брать в кавычки слово «успешный» — не так-то просто, проживая «не свою» жизнь, постоянно натыкаясь на похожие препятствия и «успешно» преодолевая идентичные обстоятельства, так и не видеть, глядя в зеркало, истинной успешности у себя во взгляде.