Этот вопрос нередко задают родители психологу. Меж тем, уже в самом вопросе кроется ловушка — в нем как будто предполагается, что без родительского вмешательства ребенок не вырастет особенной личностью. Это не так. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, уже индивидуален. И главная задача родителей — не мешать ему таким быть.
Говоря об индивидуальности, мы нередко имеем в виду одаренность, таланты ребенка, которые нужно развить. При этом какие-то способности совершенно очевидны. Трудно не заметить индивидуальность ребенка, целый день играющего на фортепиано. Другие же таланты мы не видим или предпочитаем игнорировать. Того, кто умеет всех рассмешить, учителя часто называют клоуном и выгоняют из класса — а ведь, возможно, этот талант поможет ребенку вырасти известным артистом или звездой КВН. Тот, кто «болтается без дела» или «вечно витает в облаках», возможно, от природы наблюдателен или обладает бескрайней фантазией.
Индивидуальность ребенка не в том, чтобы соответствовать родительским ожиданиям, а как раз, наоборот, в том, чтобы быть собой. Примите его, таким, какой он есть!