Заказать звонок

Проблема-Задача

В нашей жизни происходит много разных событий, одни из них удачные, другие менее удачные. Одни вызывают приятные ощущения, другие наоборот. Но если внимательно посмотреть на всё, что происходит вокруг, то в какой-то момент понимаешь – на событиях не написано какие они и не сказано, как на них реагировать. Просто мы привыкли одни события интерпретировать так, а другие иначе.

Самое приятное, то это только наш выбор и мы можем его поменять.

Да, многие события воспринимаются, как проблема:

  • Им приходится уделять внимание;
  • Приходится искать их решение;
  • Приходится тратить время, чтобы что-то с ними сделать.

Это всё так, но можно значительно упростить себе жизнь, если просто называть такие события и ситуации по-другому. Не «проблемами», а «задачами». Просто потому, что они станут вызывать у нас совсем другие ассоциации.

Ради интереса, попробуйте произнести про себя два варианта фразы и прислушайтесь к своим ощущениям:

  • Блин, это большая проблема.
  • Ого, а вот это интересная задача.

Разница кардинальная, а ведь нам придётся работать в том состоянии, которое вызвала формулировка.

  • Вот блин, теперь придётся следить за своими формулировками – проблема.
  • Прикольно, можно просто следить за формулировками и работать станет проще, интересная задачка.

Важно, чтобы вы правильно понимали: задачи похожи на проблемы, им тоже надо уделять внимание, искать их решение и вкладывать в них своё время. Но в отличие от проблемы – с задачами это делать хочется, задачи – это интересно и их решение приносит ощутимую пользу.

Как правильно ставить задачи

Интересно то, что можно не только ставить задачи, но и улучшать их:

  • Ускорять их решение;
  • Делать поиск решения приятнее и интереснее.

В первую очередь надо обратить внимание на формулировку задачи. Формулировки бывают:

  • Негативные – уход от чего-то плохого, борьба с чем-то;
  • Позитивные – стремление к чему-то хорошему, создание чего-то.

Часто первым делом формулируется негативная задача – это нормально. Важно выработать привычку сразу переделывать негативные задачи в позитивные, просто потому, что их проще и приятнее решать.

Поставить негативную задачу просто:

  • Хочу перестать со всеми ругаться;
  • Хочу не лениться;
  • Хочу избавиться от одиночества.

Здесь пишется про уход от проблемы, но нигде не говорится – а как хочется, чтобы было? Нет мотивирующего фактора. Нет видения конечного результата.

  • Можно добавлять себе мотивации;
  • Важно строить картинку, в которую хочется прийти.

Для формулирования позитивной задачи удобно задавать себе вопрос: «А чего хочется? Чтобы КАК было?»

  • Хочу научиться говорить с людьми тепло и доброжелательно;
  • Хочу научиться легко и с удовольствием браться за любые дела;
  • Хочу много интересного общения и встреч с людьми;
  • Хочу научиться формулировать все свои задачи позитивно, так, чтобы это происходило легко и незаметно.

Когда это станет привычкой, это действительно будет происходить легко и незаметно, вы даже удивитесь, как можно ставить негативные задачи, а про формулировки проблем даже не вспомните.

Как выполнять упражнение

Упражнение удобно выполнять в два этапа:

I этап

На первом этапе ваша задача научиться отслеживать формулировки проблем и задач. Пока не обязательно исправлять что-то или переформулировать, просто начать замечать, где формулировки задач, а где проблем.

Вы можете отслеживать как прямые формулировки в речи, так и внутреннее отношение к чему-то, как к задаче, а где к проблеме.

Вы можете отслеживать эти формулировки:

  • В своей речи и мыслях;
  • В речи других людей: близких, друзей или коллег;
  • У героев фильмов, книг, в новостях;
  • Везде, где вам будет интересно.

Если вам захочется – можно вести статистику. Каждый раз, когда будете в течение дня замечать формулировку, отмечайте количество в блокноте или на телефоне (удобнее, когда записи у вас под рукой). Обычно отмечают:

  • Сколько раз за день были формулировки проблем;
  • Сколько раз формулировки задач;
  • Сколько раз захотелось и получилось переделать проблему в задачу.

Часто бывает интересно собрать статистику за день, посмотреть какой процент. Ещё приятнее оказывается смотреть, как процент меняется день за днём и становится всё больше хороших формулировок.

Вот, как могут выглядеть записи первого этапа.

1 день

  • Проблемы – 12
  • Задачи – 5
  • Переделал – 3

2 день

  • Проблемы – 9
  • Задачи – 8
  • Переделал – 4

3 день

  • Проблемы – 5
  • Задачи – 11
  • Переделал – 8

Первый этап удобно вести в течение трёх-четырёх дней, потом переходить ко второму.

II этап

На втором этапе у вас уже есть привычка замечать формулировки проблем и часто вы уже превращаете в задачи. Теперь важно научиться:

  • Превращать все проблемы в задачи;
  • Формулировать позитивные задачи.

Для этого вот две главные задачи, которые можно успешно выполнять:

  1. Всегда, когда замечаете у себя формулировку проблемы, заменяйте её на формулировку позитивной задачи.
  2. Всегда, когда человек рядом с вами приходит к вам с проблемой или рассказывает о проблеме – наводящими вопросами помогайте ему сформулировать позитивную задачу (кстати, можете ему рассказать про это упражнение, пускай тоже тренируется).

Формулировать первое время удобнее всего в три шага:

  • Проблема;
  • Негативная задача;
  • Позитивная задача.

Когда вы заметите, что эти три шага вам уже не нужны – считайте, что вы выполнили упражнение.