info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Возрастная Психология

    Комментарии к записи Возрастная Психология отключены

    Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, Возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

    В настоящее время разделами Возрастной психологии являются:

    детская психология,

    психология юности,

    психология зрелого возраста,

    геронтопсихология и др.

    Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

    Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.

    Основными методами возрастной психологии является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.

  2. Влияние

    Комментарии к записи Влияние отключены

    Влияние (психологическое влияние) — то, что произвело значимое однократное изменение в адресате: например, изменение функционального состояния партнера, его намерений или поведения.

    Формы влияния

    Влияние может быть:

    Разрушительное и созидательное влияние,

    Влияние прямое и непрямое влияние,

    Открытое и скрытое влияние,

    Намеренное (адресное) и случайное влияние.

    Влияние отличается от воздействия отсутствием системности в намерениях. «Я сказал, не подумав, а ты услышал и подумал — зря…» — влияние было, но это не воздействие.

    Влияние на поведение — ситуативное изменение поведения. Системное влияние на поведение — см. обучение, воспитание

    Влияние на состояние — заражение, образец.

    Эффективное влияние

    Основные способы эффективного влияния:

    силовое давление, Тип личности — Силовик.

    заинтересовывание (подкуп), Тип личности — Мотиватор.

    выстраивание ситуации. Тип личности — Тактик.

    создание нужного видения, захват сознания. Тип личности — Манипулятор?

    Конкретные сочетания разных стилей влияния, разыгрываемые как единая партия, образуют Схемы эффективного влияния.

    Близкие понятия

    Научение, обучение, воспитание, мотивирование, стимулирование, управление, организация…

  3. Вытеснение

    Комментарии к записи Вытеснение отключены

    Вытеснение — один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т. п. Термин вытеснение введен 3. Фрейдом

    Вытеснение представляет собой универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Но при этом при вытеснении не происходит уничтожения «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако продолжает воздействовать и влиять на душевную жизнь под действием некоего внешнего раздражения; оно ведет к психическим следствиям, которые можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и которые остаются непонятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, которые становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Однако вытесненные и подавленные влечения появляются в невротических и психосоматических симптомах, например, в фобиях и конверсиях, а также в «психопатологии обыденной жизни» — в обмолвках, описках, неловких движениях и юморе.

    Цель вытеснения — устранение из сознания социально неприемлемых влечений.

    Вытеснение исходит от Я — точнее, из самоуважения Я, или же от Сверх Я. При вытеснении влечения, стремления, желания, представления и их элементы превращаются в симптомы, а их агрессивные компоненты — в чувство вины.

    Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики все же прорывается в сознание, и к тому же неразрешенный конфликт проявляется как высокий уровень тревожности и чувство дискомфорта.

    Вытеснение характеризует инфантильность и незрелость личности и чаще всего встречается у детей и невротиков. Выучив в детстве такой бесхитростный путь избегания столкновения с реалиями собственной жизни, взрослый человек, по привычке, прибегает к нему и тогда, когда у него существуют иные — более функциональные — средства совладания с ней. Вытеснение лишает взрослого человека возможности действительно разрешать внутренние и внешние противоречия и уж конечно не добавляет личностной зрелости.

  4. Виды Речи

    Комментарии к записи Виды Речи отключены

    Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

    Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

    Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

    Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи.

    Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

    Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

    Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

    Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

    Информативность различных видов речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

    Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

    Выразительность всех видов речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

  5. Восприятие

    Комментарии к записи Восприятие отключены

    Восприятие — наряду с мышлением, вниманием и памятью одна из функций, способностей психики.

    Восприятие — способность собирать ощущения, знания, ожидания и опыт в осмысленную целостную картинку (образ) мира. Создавать нам Сказку по поводу мира.

    Восприятие и ощущение

    Ощущение, цвет, звук — это реакция отдельных органов чувств на что-то произошедшее. Восприятие — осмысленная картинка происшедшего.

    Например, «что-то влажное коснулось руки» — ощущение. «Ко мне подошла собака и коснулась носом руки» — восприятие по тому же поводу.
    Ощущение сообщает нам какое-то одно свойство предмета, а восприятие же рассказывает, что это за предмет.

    Холодное… острое… прочное… блестящее… четыре зуба… — Вилка!
    Органы чувств вместе сообщают нам, где мы сейчас находимся и что вокруг происходит — через разные ощущения. Сумма этих ощущений — база для восприятия цельной картинки. Но восприятие — это не просто сумма ощущений, а оперативное мышление, построившее из ощущение осмысленную целостную картинку. В строительстве (в мышлении) участвовали память, ожидания, желания, настроение в настоящий момент, опыт, состояние здоровья, с кем или с чем связано происшедшее.
    Если я иду смотреть спектакль потому что там играет мой любимый актер — мне не очень важен сюжет спектакля. ’
    Часто восприятие ссылается на отношения между отдельными частями большого целого. Это помогает нам узнавать знакомые мелодии даже в не очень качественном исполнении.
    В телефонных разговорах, если плохая связь, вы переспросили и в этот же момент поняли, о чем шла речь. Восприятие вспомнило, что так соотносятся звуки именно в этих словах.
    Сказка и реальность

    Ощущения, цвет, звук — это реальность. Восприятие — это сказка. «Сказка» и «реальность» — очень удобные дополняющие друг друга рабочие понятия, помогающие управлять своими отношениями, чувствами и эмоциями.

    Каналы восприятия

    В зависимости от типа личности, восприятие может в основном базироваться на информации, полученной с преимущественно какого-то одного органа чувств. Визуалы, аудиалы, кинестетики… Если над ощущениями преобладает осмысление — дигитал.

    Развитие восприятия

    Как способность, любое восприятие есть «цепочка знание — умение — навык — привычка».

    Восприятие может быть как непроизвольным, так и произвольным, и послепроизвольным.

    Восприятие может быть более и менее внимательным (а не мельком), осмысленным (а не случайным и тупым), обдуманным (а не шаблонным) и осознанным (а не рефлекторным).

    Необдуманное (пассивное) восприятие — картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны — чего о них думать?

    Мы видим мир целостным круглые сутки — а не только когда нам это нужно. У детей — чаще состояние обдуманного восприятия — ведь вокруг так много нового!
    Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели — такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли — это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.

    Если в Болгарии вы кивнете — болгары подумают, что вы сказали нет…
    Как этим пользоваться?

    Восприятие связанно с эмоциональным реагированием. Какое восприятие вы себе сделаете, с какой позиции восприятия посмотрите — такая вам эмоция и будет.

    Восприятий очень много — и они очень переменчивы. И если вы обладаете одними знаниями, а ваш друг, коллега, напарник другими — и вы будете смотреть на мир разными глазами. Поэтому, даже если вам что-то кажется очевидным — проговорите это, споров будет меньше. А не проговорили — кто виноват?

    Своим восприятием можно управлять. Нужно ли это делать ежесекундно? Едва ли. А вот в трудных и конфликтных ситуациях об этом помнить полезно.

  6. Виды Памяти

    Комментарии к записи Виды Памяти отключены

    Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

    Можно выделить основные виды памяти:

    Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

    Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

    1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

    2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

    механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

    логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

    Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

    Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему. В среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:
    1) Долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
    2) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

    Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

    Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание. Кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

  7. Воспитание

    Комментарии к записи Воспитание отключены

    Воспитание — воздействия, системно меняющие чье-то поведение. Формирование качеств личности. При воспитании меняются: Сказка о жизни (видение жизни, жизненные ценности), правила, манеры поведения, навыки и привычки.

    Разовые, не системные воздействия — это управление, влияние, но не воспитание.

    Все воспитывают всех: родители детей, дети — родителей, муж жену, жена — мужа, руководитель — сотрудников и в обратную сторону.

    Близкие понятия

    Близкие к Воспитанию понятия: влияние, воздействие, научение, образование, обучение, управление, учеба.

    Два подхода к воспитанию

    В отношении воспитания издревле сосуществуют два диаметрально различных подхода. В новое время они наиболее сильно представлены в теориях Джона Локка (1632-1704) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).

    Теория Д. Локка о воспитании

    Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врoжденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Рещающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.

    Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате «О воспитании джентльмена» он недвусмысленно пишет: «Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена». А каково, скажите, тем, кого судьба обделила благородным происхождением? Хоть ты и наделен врожденным разумом и стремлением к счастью, джентльмен с тобой церемониться не будет! Не правда ли, очень похоже на декларативный эгалитаризм наших дней?

    Теория Руссо о воспитании

    В противоположность взглядам Локка французский философ Руссо (которого также относят и к великим педагогам) в своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представление о первичности «естественной природы» ребенка, которая практически не требует руководства. Роли воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Небезынтересно, что в личном опыте самого Руссо его теория оказалась заострена до абсурдной крайности: о воспитании нескольких своих внебрачных детей он не проявил ни малейшей заботы, все они были отданы в приют.

    Важно отметить, что обе названные теории были сформулированы в ходе философских рассуждений, оставались чисто умозрительными и не были подкреплены никакими научными изысканиями.

    Психологические теории, не замедлившие появиться после институционализации психологии в качестве самостоятельной науки, отличались, казалось бы, большим разнообразием. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что фактически любая из них либо явно тяготеет к одному из названных подходов, либо представляет собой более или менее (но никогда не всецело) успешную попытку их примирения.

    Концепция воспитания У. Джемса

    Одна из самых ранних собственно психологических концепций воспитания (назвать ее теорией было бы некоторым преувеличением) была выдвинута в 80-х гг. XIX в. У. Джемсом и представлена им американским педагогам в цикле лекций, опубликованных впоследствии под названием «Беседы с учителями о психологии». Джемс писал: «Оно [воспитание] сводится в конечном счете к организации в человеке та? ких средств и сил для действия, которые дадут ему возможность приспособляться к окружающей социальной и физической среде». И далее: «Словом, воспитание лучше всего может быть определено как организация приобретенных привычек поведения и наклонностей для действия». В практическом плане Джемс предлагал конкретные рекомендации по формированию полезных привычек, которые, как результат воспитания, и призваны составить достоинства зрелой личности.

    Неудивительно, что многие исследователи относят Джемса к предтечам поведенческой психологии (хотя сам он активно оперировал понятием сознания, от которого поведенческая психология категорически отреклась). Идея формирования целесообразных форм поведения высказана им задолго до появления бихевиористского манифеста Дж. Уотсона. Но именно у Уотсона получил свое крайнее выражение подход к воспитанию как к формированию «правильных» реакций.

    «Психологический уход за ребенком» Уотсона стал одним из первых психолого-педагогических бестселлеров XX века. В этой работе и многочисленных публичных выступлениях основатель бихевиоризма отвергал какие бы то ни было природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести вовне — на приемы поощрения одних реакций и подавления других, к чему и сводился весь процесс воспитания. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно…» Причем это уже не были умозрительные рассуждения, соответствующая воспитательная стратегия была апробирована Уотсоном на своих собственных детях. Его жена позже опубликовала книгу «Я — мать сыновей бихевиориста», в котором выражала в целом несогласие с практикой воспитания детей своим мужем. Счастливых детей Джону Уотсону воспитать не удалось: один из его сыновей в зрелые годы покончил с собой, другой долгие годы лечился у психоаналитиков.

    Советская психология о воспитании

    Тем не менее поведенческая воспитательная доктрина долгие годы господствовала в американской педагогике. Впрочем, не только в американской. Игнорирование внутренней детерминации становления личности оказалось чрезвычайно созвучно эгалитаристской доктрине, возобладавшей в XX веке на экспериментальной шестой части земной суши. Тезис Уотсона «… выращу кого угодно» здесь исполнялся на мотив «Кто был ничем, тот станет всем» (очень уж хотелось верить, что такое возможно). На долгие годы в отечественной педагогике утвердилось понимание воспитания, сформулированное Всесоюзным старостой: «Воспитание есть определенное, целеустрем-ленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю». Соответственно, эталоном для советской педагогики выступила система А. С. Макаренко, абсолютизирующая внешнее воспитательное воздействие. На примере работы исправительного учреждения для малолетних преступников (в дальнейшем деликатно именовавшихся беспризорниками) корифею советской педагогики удалось продемонстрировать высокую эффективность специально организованных усилий по перековке испорченного материала в добротное изделие. Важным моментом этой концепции выступала идея о воспитывающей роли коллектива. Но так или иначе приоритет отдавался внешнему воздействию, целенаправленному и формирующему, а по сути своей авторитарному. Наверное, поэтому в связи с резкой сменой общественных настроений в конце 80-х теория Макаренко, содержащая немало конструктивных моментов, в одночасье вышла из моды.

    То же можно сказать и об основных положениях советской психологии, разрабатывавшихся на протяжении десятилетий, а сегодня многими поспешно признанных устаревшими. Одним из центральных принципов советской психологической науки выступал принцип единства сознания и деятельности и соответственно идея формирования сознания в деятельности. Опираясь на классическую формулу «бытие определяет сознание», отечественные психологи советской поры направляли свои усилия на обоснование и конкретизацию этого тезиса. Тут сугубо поведенческий (или, если угодно, бихевиористский) подход выступал лишь одним из вариантов. Фактически же все научные и практические изыскания были посвящены вскрытию механизмов инте-риоризации, то есть преобразования внешних стимулов во внутренние представления и побуждения.

    Теория конвергенции двух факторов В. Штерна

    Для западной психологии, не столь жестко скованной рамками определенной идеологической доктрины, ограниченность поведенческого подхода выступила довольно давно. В качестве попытки ее преодолеть была выдвинута так называемая теория конвергенции двух факторов. Основоположником ее считается В. Штерн, хотя сходные идеи провозглашались целым рядом ученых. Все они утверждали, что становление человека нельзя сводить к простому восприятию внешних воздействий. В то же время, с позиций этой теории, неоправданно выводить качества личности из врожденных свойств. Психическое развитие — результат конвергенции (слияния) внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн писал, что ни об одном свойстве, ни об одной функции нельзя спрашивать: происходит ли она извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

    Реальной альтернативой противоборствующим подходам теория конвергенции, однако, не стала. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс становления личности ребенка, чаще всего скрывалось предпочтение наследственной предопределенности развития. Даже в тех случаях, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственными факторами, им не удается преодо? леть биологизаторский подход к развитию, поскольку среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.

    Психоаналитический подход к воспитанию

    В ряду так называемых биологизаторских доктрин обычно упоминается и психоаналитическая концепция воспитания. Нередко она рассматривается как фаталистская, что, казалось бы, естественно вытекает из фрейдистских представлений о формировании личности. Однако трактовать ее столь однозначно было бы несправедливо. Более того, в психоаналитической концепции воспитания явно прослеживается гуманистический аспект, а влияние внутренних и внешних факторов не столько противопоставляется, сколько комбинируется.

    Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О. Ранк, Г. Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г. Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

    Небезынтересно, что идея сублимации была с энтузиазмом подхвачена российскими психоаналитиками, в частности А. Б. Залкиндом. Хотя расцвет психоанализа в России длился недолго и сам Залкинд был вынужден отречься от своих «заблуждений», вся теория и практика полового воспитания в советской педагогике фактически основывалась на принципе переключения «деструктивной» энергии в русло общественно-полезной деятельности или по крайней мере физической активности. Сегодня разделы советских учебников педагогики, касающиеся полового воспитания, невозможно читать без улыбки: помимо патетического морализаторства, речь в них в основном идет о спортивных состязаниях и сборе металлолома.

    Однако иронии заслуживают лишь волюнтаристские крайности этого подхода, которые, например, А. Фрейд считала карикатурой на психоанализ. На самом деле психоаналитический подход (по крайней мере, в принципе) содержит ряд позитивных моментов. Так, по мнению М. Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число воспитательных мер, Кляйн считала, что именно рациональный анализ, проводимый начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.

    Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

    При ближайшем рассмотрении эти тезисы созвучны гуманистической психологии и основанной на ее принципах концепции гуманистического воспитания.

    Гуманистический подход к воспитанию

    Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции, субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы — от спонтанных и гибких до формализованных (если последние соответствуют потребностям и выбору детей).

    Теория Б. Спока

    Во всем мире данный подход в первую очередь ассоциируется с теорией американского педиатра Б. Спока, сформулированной практически независимо от гуманистической психологии, но удивительно созвучно с ее основными построениями. В супербестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Его главная идея — признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребенка. При этом (что нередко упускают из виду) он подчеркивал роль в воспитании родительского авторитета, который, по его мнению, не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания Спок назвал «метод терпения»; твердость родителей выражается не в уцении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы, избегая ожесточения, допустить проявление ребенком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям Спок советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании.

    Однако некоторые родители восприняли гуманистические идеи Спока (как это нередко бывает с любыми гуманистическими идеями) как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретическими ошибками Спока. Оправдалось его предостережение о том, что бездумное следование даже самой здоровой педагогической концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим Спок специально переработал свою книгу для новых изданий, особо подчеркнув роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Некоторое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей Спока, но по сути не противоречило его первоначальной концепции и явилось ее логическим развитием. Основу дисциплины

    Спок, как и прежде, усматривал во взаимной привязанности и любви родителей и детей. Наверное, в этом и состоит подлинный гуманизм — в сочетании любви и ответственности.

    Такой подход в целом характерен для современного состояния разработки проблемы воспитания в психологии и педагогике. Очевидная несостоятельность доведенных до абсурда крайностей заставляет искать новые пути, позволяющие избежать прошлых ошибок. Хочется надеяться, что человеком будущего не станет ни натренированный биоробот, ни безответственный шалопай, хотя в силу живучести устоявшихся концепций и те и другие еще будут появляться в изобилии. Парадокс состоит в том, что мыслители прошлого не были фантазерами, каждый из них высказал немало здравых идей, хотя и противоречивых. Сегодня в нашем резерве богатейший опыт гениальных прозрений и опасных заблуждений. От того, чем мы воспользуемся, без преувеличения, зависит судьба подрастающих поколений.

  8. Взрослый Человек

    Комментарии к записи Взрослый Человек отключены

    Взрослый человек — тот, кто себя обеспечивает плюс содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей. Тот, у кого по факту взрослый круг заботы, кто по факту это делает.

    Ось взрослости, границы взрослости

    Взрослый человек — уровень личностного развития человека по оси Личная жизнь. Две другие оси — «Дело и Бизнес» и «Рост и развитие». Какое положение занимает взрослый человек на этих других осях — вопрос особый. Не каждый взрослый является успешным бизнесменом и руководителем, не каждый взрослый — самоактуализирующаяся личность.

    По оси «Личная жизнь» ниже взрослого — молодой человек (только себя, но содержит), человек-ребенок (человек с инфантильными чертами, не способный содержать и обслуживать себя). Еще ниже — инфантил, уже заболевание.

    Если человек не только взрослый, но и успешный в деловом плане, о нем говорят — состоявшийся человек.

    Если человек по уровню ответственности выходят за рамки своей семьи, несет ответственность за большую фирму, за большое дело, за город или страну, его называют — большой человек. Человек, внесший свой позитивный вклад в историю человечества — великий человек.

    Внутренний мир взрослости

    Полностью, по-настоящему взрослый человек — тот, кто дела взрослого не просто делает, но хочет делать и умеет делать.

    Хочет — не хочет. Взрослый может быть по нужде (по обязанности) — это внешне взрослый, а в душе может быть Человек-ребенок. Обязанность взрослого можно скинуть — скинул, превратился в развлекающееся дитя, а то и в Балбеса. Внутренне взрослый человек выбирает быть взрослым, хочет быть взрослым, для него естественно быть взрослым — по душе, по склонности, по ценностной направленности. Такой взрослый, внутренне зрелый человек перестает судорожно искать на кого можно опереться или на кого можно скинуть ответственность — он добровольно берет на себя ответственность и сам является опорой и себе, и другим.

    Умеет — не умеет. Качественное выполнение обязанностей взрослого человека предполагает зрелость: интеллектуальную и социальную, душевную и духовную. Предполагает много знаний, умений, навыков и привычек, предполагает определенный житейский опыт и определенный уровень развития личности. Критерий качества взрослости и смысл взрослости (зачем все это) — насколько теплая и крепкая семья, защищены родители, воспитаны и подготовлены к жизни и счастливы дети.

    Внутренняя свобода. Взрослый совершенно не обязательно похож на скучного робота. Умение своевременно пользоваться нужными личностными ролями, в том числе ролями Родителя и Ребенка — вполне взрослая черта. Игривость, непосредственность, веселость — качества детские, но они могут совсем не мешать взрослым решениям. Противоположность внутренней свободе — шаблон, когда у взрослого человека появляются ограничения на поведенческом уровне. Такой взрослый не может себе позволить поступить неожиданно или нестандартно — выкинуть коленце, неожиданно подпрыгнуть, и т. п. — поскольку это поведение ребенка и как бы не соответствует имиджу взрослого.

    Черты личности, способствующие взрослости

    Основные черты, способствующие взрослости, делающие взрослость человека более полной и качественной:

    Ответственность. В частности, это:

    Ответственное поведение. Взрослый берёт на себя ответственность, когда ему есть чем отвечать, и не берёт, когда отвечать нечем.

    Самостоятельность и большой объем заботы о других. Тут мужчина — защитник и поддержка женщины, глава семьи и отец детям. Женщина — хранительница очага, поддержка мужа, хозяйка дома и мать детям.

    Требовательность там, где взрослый обязан быть требовательным. Дети, в школу собирайся!

    Развитая способность контролировать свои чувства и желания, в том числе умение отказываться от желаний неуместных и несвоевременных. У взрослого целесообразного превалирует над импульсом.

    Психологическая грамотность. В частности, это:

    Конструктивное отношение к трудностям,

    Cпособность грамотно реагировать на разные жизненный ситуации (разочарования, поражения и победы),

    Объемное видение ситуации (смотри Позиции восприятия),

    Умение быть руководителем и воспитателем там, где это востребовано.

    Душевное здоровье. В частности, это:

    Умение находить в жизни хорошее и чувство реальности.

    Умение с благодарностью принимать критику.

    Cвобода от страхов и эмоциональная неуязвимость,

    Настоящая взрослость возможны только при предпосылке душевного здоровья. Нет душевного здоровья — трудно от человека ожидать ответственного поведения, соблюдения психологической грамотности. Если Взрослый человек душевно здоров, делает это с радостью — это деятельная личность. Если Взрослый с невротическими чертами, он выполняет обязанности взрослого человека, но от этого мучается, — это Мученик.

    Взрослый и другие типы личности

    Потребитель и Творец в большей степени взрослые люди, чем Романтик. Паразита в принципе трудно назвать взрослым человеком.

    Типы взрослых людей

    Взрослые люди отличаются по типу личности. Взрослый может быть с любыми акцентуациями: истероид, шизоид, параноик и так далее, но чем более выражены акцентуации, тем менее это — взрослый человек.

    Внешние проявления взрослого человека

    Взрослого человека можно отличить от ребенка не только по поступкам и словам, но уже и по манере держаться и говорить — по имиджу.

  9. Воображение

    Комментарии к записи Воображение отключены

    Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

    Воображение — психический процесс, выражающийся:

    1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

    2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

    3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

    4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

    Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности — художественной, конструкторской, научной. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Сущность воображения, если говорить о его механизмах,- преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

    По степени выраженности различают следующие виды воображения:

    активное

    пассивное

    продуктивное

    репродуктивное

    конкретное

    абстрактное

    Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное Воображение.

    Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т. е. в мечтании.

    В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности.

  10. Виды Мышления

    Комментарии к записи Виды Мышления отключены

    Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

    Можно выделить основные виды мышления.

    Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

    Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

    Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

    Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

    Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

    Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

    Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

    Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Любой вид мышления начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача.

remove adware from browser