info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Развитие Воображения

    Комментарии к записи Развитие Воображения отключены

    Воображение — психическая деятельность человека, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека.

    Развитие воображения проходит через несколько периодов.

    Первый период развития воображения — это возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире — вот в чем первый период выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

    Второй период развития воображения характеризуется неопределенной продолжительностью. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины — образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом — антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами — между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

    Третий период развития воображения является уже окончательным. Так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку.

    Обыкновенно творческое воображение, пройдя фазу, соответствующую мужеству, гаснет вследствие медленной атрофии, не подвергаясь преобразованию.

    У некоторых воображение, хотя и сильное, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности. Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют «взрослыми детьми», но о простоте и искренности самого их воображения. Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством. Это продолжающееся детское состояние воображения, вообще представляющее аномалию, производит скорее смешные диковины, чем творения.

    В упомянутом третьем периоде развития воображения проявляется вторичный дополнительный закон — возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному.

  2. Речь

    Комментарии к записи Речь отключены

    Речь — это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

    Речь бывает разной — в зависимости от того, какой цели хочет добиться рассказчик.

    Какая бывает речь

    Разделение речи по цели:
    Речь может быть бодрящей и энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей.

    Речь бодрящая: Чтобы сделать речь бодрой — разомнитесь, совершите несколько резких выдохов: ХА!. Во время речи добавляйте резкие жесты, уверенные, рубящие — броски. Если слушатели вялые и сонные — подходть к ним с бодрой и энергичной речью сразу — примерно также эффективно, как просить стену отойти — лучше вначале подстроиться на их уровень, а потом потихоньку развести на более энергичную волну. В этом случае речь сначал спокойная, даже немного вялая, с частыми паузами. Слова лучше подбирать спокойные и не рубящие, а плавные.

    И речь сначала текучая как прохладная вода. И только после нарастает ее темп. Предложения — скоращаются. Пусть в них останется — два слова! Одно! Это тоже возможно! И только тогда — только! — аудитория будет с вами на одной волне! И вы сможете завести ее! Подарить ей бодрость! Энергию! Радость! УРА!!!!

    Лучше, если пиков в речи будет несколько, вначале развитие действия и небольшая кульминация, потом развитие новое и выход на совсем высокую — высшую точку речи — высшую по эмоциональному состоянию.

    Речь успокаивающая: успокаивающая речь наоборот -плавна и текуча, паузы долгие, образы приятные — лучше если есть образы, которые затрагивают все органы чувств, тогда вас легко поймет и кинестетик, и визуал и аудиал.

    И речь в этом случае теплая и мягкая, неспешно течет, разливаясь подобно огромной реке на просторе, в ней нет места бурным порогам, она просто течет — тихо и спокойно, как морская волна, перебирает шуршащую гальку, и настраивает на спокойствие, убаювивает, раслабляет…

    В любой речи полезно помнить про аллитерацию — то есть про звучание слов. Если в словах использованы звонкие звуки — медный колокол звучит, кличут чайки, гром грохочет — слово получается звонкое и ассоциируется с чем-то звонким, громким, кричащим и так далее.

    Если в слове много глухих звуков — шуршащая галька, сыплющийся песок, шепчуший ветер, шелестяший дождь — речь будет ассоциироваться с соотвественными звуками в природе. Этот прием часто используют поэты:

    «К брегам направив бурный бег,
    С веселым ржаньем мчишься,
    Копыта кинешь в звонкий брег —
    И в брызги разлетишься!»
    Ф. И. Тютчев, «Конь морской»

    Речь интелектуальная и эмоциональная
    По наполненности смыслом ресь может быть интеллектуальной и эмоциональной. Интеллектуальная речь — речь, основной целью которой является донести какие-то знания, которые бы сохранились у слушателей. Эмоциональная — основная цель задать состояние, подарить эмоцию. А что при этом говорит человек — конечно важно, но в меньшей степени.

    Посмотрите выступление Стива Балмера из компании Microsoft …

    Эмоциональная речь может и не буть смыслово нагруженной, но вот речь несущая знания должна быть эмоциональной — тогда ее поймут и запомнят слушатели. Причем эмоционально разной — и успокаивающей, и бодрящей — такого человека нескучно слушать.

    Подстройки по речи
    Подстройки по речи — это просто обязательная составляющая успешного разговора. (под успешным разговором понимается такой когда вам услышали, поняли и запомнили то, что вы сказали приложив минимум усилий).

    Если один человек говорит со скоростью четырехтысяч знаков в минуту — а второй за это же время произнес два слова из которых первое «э…», то шансов, что они поймут друг друга ничтожно мало. А если точнее — то совсем нет.

    Подстройку по речи сделать просто. Во-первых — речь — это всегда выдох, а значит вам нужно поймать вдох человека и выдыхать вместе с ним — для начала.

    Второе, когда уловили дыхание, уловите темп речи — и примерно в том же темпе говорите. Человек взволнован и говорит быстро, а вам нужно его успокоить? Начните говорить быстро и постепенно снижайте скорость речи — иначе вас просто не поймут.

    Третье — подстойресь по тембру речи. Человек говорит с хрипотцой, басом — понизьте и свой голос, говорит высоко — и вы так же. Здесь важно не перестараться и делать все в рамках своего обыкновенного голоса — просто чуть-чуть его изменяя, но чтобы он всегда оставался естественным.

    Четветое — подстройтесь по громкости. Человек громок — начните громко (а вас и не услышат иначе). Говорит тихо — начните потише, а то произведете впечатления кричащего человека — а это не всем нравится. А подстроились — и собеседнику комфортно.

    Речь чистая и мусорная
    Речь чистая — речь без слов паразитов, красивая, разнообразная. Мусорная ресь — эта блин, эта ну вот такая вот, значит вся.

    Чистая речь одозначно лучше — и лучше свою речь себе сделать чистой.

    Критерии чистой речи:
    Отсутствуют слова мата и из заменители (блин, черт — прочие не несущие смысловой нагрузки ругательства)
    Отсутсвует бесконечное множество выражений-междометий (А, э, ну и т. д.)
    Отсутсвуют слова-заменители пауз (Э-э-э-э-э-э….)
    Отсутсвуют вставочные слова (вот, значит, эта, типа)

    Как сделать речь чистой
    Писать тексты — в текстах обычно мусорные слова не используются — а поэтому мозг от них отвыкает — и ресь в результате становится чище и стройнее.
    Читать и учить наизусть — но не что попало — а произведения классиков — выучите несколько отрывков из Толстого — посмотрите как преобразится ваша речь.

    Знать, о чем собираешься говорить — лучше вначале подумать что скажешь, а потом сказать.

  3. Рефрейминг

    Комментарии к записи Рефрейминг отключены

    Рефрейминг (лат. re — приставка обозначающая противоположное действие + англ. frame — создавать, конструировать, формулировать и др.) — понятие, обозначающее особую поведенческую модель установления контакта с определенной частью личности, которая порождает одно поведение и блокирует другое. После установления такого контакта у психотерапевта появляется возможность намеренного замещения негативного или патологического симптома приемлемым другим симптомом или поведением, что устраняет «неразрешимую» ранее для человека проблему и позволяют ему более эффективно функционировать.

    Технология рефрейминга была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века. Под рефреймингом обычно ещё понимают переформулирование, изменение контекста или представления о ситуации, проблеме. Рефрейминг — универсальный навык. В широком смысле рефрейминг — это умение смотреть на ситуацию из разных перспектив.

    Разрабатывая технологию рефрейминга, Бендлер и Гриндер опирались на ряд базовых положений, которые они вывели из своих наблюдений и психотерапевтической практики:

    1) лучше иметь выбор, чем не иметь выбора;
    2) существует и подсознательный выбор;
    3) люди имеют ресурсы необходимые им, чтобы измениться, задача лишь в том, чтобы помочь им овладеть соответствующими ресурсами в соответствующих ситуациях;
    4) любой фрагмент поведения имеет позитивную функцию в некоторых условиях;
    5) со стороны психотерапевта бессмысленно и безответственно просто менять поведение людей, не принимая в расчет очень важное понятие под названием «вторичная выгода»;
    6) мы полагаем, отмечают Бендлер и Гриндер, что предъявляемый человеком поведенческий стереотип — каким бы странным или несуразным он ни казался — есть самая удачная реакция, доступная ему в данной ситуации, поскольку за поведением всегда стоит не известная нам подсознательная цель.

    С помощью технологии рефрейминга появляется возможность выяснить — в чем заключается вторичная выгода некоего поведения — и позаботиться о ней, как о неотъемлемой части процесса порождения изменения в данной области поведения.

    В настоящее время разработаны несколько вариантов рефрейминга и число их все время увеличивается. К разновидностям рефрейминга относятся: рефрейминга содержания (в двух видах: рефрейминга смысла и рефрейминга контекста), рефрейминга переговоров и др.

    Первым был разработанный Р. Бендлером и Д. Гриндером шестишаговый рефрейминг или рефрейминг переформирования поведения. Этот рефрейминг представлял собой модель, использующую сознательный разум человека в качестве «курьера», который отмечает внутренние реакции в ответ на запрос психотерапевта и сообщает каковы они. План сознательного рефрейминга включает следующие шаги:

    1) определение варианта поведения (Х), подлежащего изменению;
    2) установление отношений с частью личности, ответственной за этот способ поведения;
    3) проведение различия между поведением (стереотипом Х) и действительным намерением части личности, ответственной за это поведение;
    4) создание новых альтернативных вариантов поведения, удовлетворяющих намерению;
    5) формулирование вопроса части личности, ответственной за стереотип Х: «Хочешь ли ты взять ответственность за использование трех новых вариантов поведения в соответствующих условиях?»;
    6) экологическая проверка: «Есть ли у меня какая-либо другая часть, возражающая
    В определенной мере рефрейминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий.

  4. Ригидность

    Комментарии к записи Ригидность отключены

    Ригидность [от лат. rigidus — жесткий, твердый] — неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. Степень, мера или уровень демонстрируемой личностью ригидности напрямую связаны не только с индивидуально-психологическими характеристиками конкретного индивида, но и со спецификой сложившейся ситуации, в рамках которой реализуется деятельность (степень экстремальности и опасности условий, уровень сложности задачи и мотивированности субъекта в ее решении, монотонность или аритмичность стимуляции и т. д.).

    Традиционно в общей психологии и психологии личности различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.

    Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации.

    Аффективная ригидность выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций.

    Мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

    В обыденном сознании проявления ригидности, как правило, рассматриваются и оцениваются негативно. В то же время в целом ряде случаев термином «ригидность» обозначается способность личности длительное время выполнять однотипную, монотонную работу, что является необходимым условием успеха в рамках некоторых профессиональных деятельностей (рабочие на конвейере, диспетчеры на железной дороге и аэрофлоте и т. п.).

    Надо сказать, что именно ригидность в широком смысле слова обусловливает реальную проблемность как индивидуального, так и группового поведения. Любой поведенческий акт, сам по себе, если только он не носит откровенно антисоциальный и агрессивный характер, как правило, не является серьезной личностной проблемой по той простой причине, что даже если он оказывается неэффективным или приводит к отрицательным последствиям, в большинстве случаев это может быть компенсировано за счет изменения формы активности, используемых технологий, целей деятельности.

  5. Рефлексия

    Комментарии к записи Рефлексия отключены

    Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Считается, что философы, писатели и политики вырабатывают у себя большую способность к рефлексии. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой».

    Рефлексия в психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

    В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

    сам субъект, каков он есть в действительности;

    субъект, каким он видит самого себя;

    субъект, каким он видится другому;

    и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

    Pефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

    Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

  6. Рубинштейн Сергей Леонидович

    Комментарии к записи Рубинштейн Сергей Леонидович отключены

    Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».

    Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна

    Сергей Леонидович Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский) университет. Высшее образование поехал получать в Германию. Сначала Сергей Леонидович Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые ученые, как Г. Коген и П. Наторп.

    В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность.

    Благодаря отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович Рубинштейн был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике принцип единства сознания и деятельности.

    C 1925 г. Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

    В 1930 г. переехал в Ленинград, где стал проф., зав. каф. психологии в ЛГПИ. В разн. гг. преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии по каф. физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в уч. степени д-ра пед. наук (без защиты дис.) и в уч. звании проф. Возглавлял секцию пед. психологии в Гос. ин-те науч. педагогики, до его слияния в 1934 с ЛГПИ. До окт. 1942 г. работал в ЛГПИ, был зам. дир. по науч. работе. Был депутатом Ленсовета.

    Профессор МГУ (с 1942 г.), организатор и первый заведующий кафедрой психологии, а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, организатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В течение ряда лет возглавлял Институт психологии при АПН РСФСР. В 1947 г. был обвинен в космополитизме и снят со всех руководящих постов, включая МГУ, оставаясь с июня 1949 ст. науч. сотр. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. заново сектор психологии в Ин-те философии.

    Научная деятельность Сергея Леонидовича Рубинштейна

    Науч. иссл. Р. в обл. психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной науч. филос.-психол. школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия» ), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.). В 1942 за работу «Основы общей психологии» удостоен Сталинской премии.

    Основные публикации Сергея Леонидовича Рубинштейна

    1. Принцип творческой самодеятельности (1922)
    2. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса (1933)
    3. Основы общей психологии (idem) (1940; 1946; 1989)
    4. Бытие и сознание (1957)
    5. О мышлении и путях его познания (1958)
    6. Принципы и пути развития психологии (1959)
    7. Человек и мир [1](2003)

  7. Роджерс Карл Рэнсом

    Комментарии к записи Роджерс Карл Рэнсом отключены

    Роджерс Карл Рэнсом (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии

    Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном “Я”, а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, “полностью функционирующей” личности — ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я. Разработанная Роджерсом система психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента “внутреннего локуса оценки”, лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом.

    Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Ибо пациент — это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу — психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент — это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

    Публикации
    • “Центрированная на клиенте терапия”, 1954

remove adware from browser