Гартли (Хартли) Дэвид (1705—1757) — английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, Гартли пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Гартли, вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге к мышцах; последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психических явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли. Следуя учению Локка, Гартли впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Побудительные сила развития- удовольствие и страдание. Сходным образом Гартли объяснял формирование общих понятий: они возникают из единичных путем постепенного отделения от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения. Активным приверженцем учения Гартли был Дж. Пристли.
Основываясь на физике И. Ньютона, трактовал процессы восприятия как действие вибраций внешнего эфира на органы чувств и мозг, которые также начинают вибрировать. В ослабленном виде вибрации в нервной системе могут продолжаться и тогда, когда внешние уже прекратились. Собственно же психические процессы являются отображением мозговых «вибраций». Тем самым Гартли давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы. Построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу — одновременными и последовательными ассоциациями, образуя все более и более сложные уровни. При этом формирование общих понятий происходит также на основе ассоциаций, когда отпадают все случайные ассоциации, а существенные группируются вокруг целого посредством слова. Считал действующими силами психического развития удовольствие и страдание.
В 15 лет поступил в Джизас-колледж в Кембриджского университета. Изучал богословие, но затем выбрал в качестве профессии медицину. является основоположником школы ассоцианизма в психологии. Его главная работа, Размышления о человеке, его строении, долге и упованиях (Observation on Man, His Frame, His Duty, and His Expectations, 1749) — многолетний труд, развивающий учение о вибрациях в нервной системе и их влиянии на психику, а также представление о роли ассоциаций идей как универсального механизма психической жизни.