Гиперактивный ребенок — ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивным ребенком принято называть ребенка, который не в состоянии «сидеть спокойно», которому трудно сосредоточиться, тяжело адаптироваться к новым условиям, который резко реагирует на раздражения и излишне много двигается. Своими импульсивными и непредсказуемыми реакциями гиперактивный ребенок делает жизнь своих родителей чрезвычайно сложной.
Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивному ребенку трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Гиперактивному ребенку свойственны невнимательность и импульсивность.
Под невнимательностью подразумеваются следующие признаки:
невозможность сосредоточиться на деталях
игнорирование обращенной к нему речи (на самом деле он просто не может на ней сосредоточиться)
никогда ничего не доводит до конца
не умеет организовывать собственную деятельность
задания, требующие длительного умственного напряжения, явно вызывают у него затруднения
часто теряет свои вещи и легко отвлекается на посторонние предметы
у него короткая память
Говоря о гиперактивном ребенке, мы имеем в виду следующие поведение:
не может долго усидеть на одном месте
суетлив
бесцельная активность
ребенок не может играть в тихие спокойные игры
очень болтлив
всегда в движении
Импульсивность ребенка, включает следующие признаки:
не может дождаться своей очереди
пристает к окружающим, вмешивается в игры и разговоры
может отвечать на вопрос, даже не дожидаясь его окончания, буквально выкрикивая ответ.
Гиперактивный ребенок плохо переносит ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, это вызывает у них нарастание тревоги, которую они пытаются избежать, начиная метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой.
Гиперактивный ребенок нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы гиперактивный ребенок охотно занимался и добивался успеха там, где прежде терпел только неудачу, ему нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.
У гиперактивного ребенка недостаточно сформировано пространство «психологического», между эмоциями и конкретным действием нет промежуточного звена в виде осмысления, фантазий, психической переработки, которая позволила бы канализировать возбуждение и тревогу в безопасное русло. Они переживают чувство внутреннего непостоянства. Поэтому важнейшим моментом в терапии гиперактивного ребенка будет установление дистанции, формирование пространства для психического функционирования.