Заказать звонок
Замедляется ли ход времени в сложные моменты?

Нео, герой фильма Матрица, выигрывает сражения, замедляя ход времени в вымышленном мире. В реальном мире люди, пережившие страшные события, так же рассказывают о подобном замедлении времени в момент происшествия. Можем ли мы на самом деле переживать события как в замедленной съемке?

Очевидно, нет, утверждают исследователи медицинского колледжа Бейлор в Хьюстоне, которые изучали восприятие людьми времени в ходе свободного падения с 100-футовой высоты на расположенную внизу сетку. Хотя участники эксперимента говорят, что их падения длились на 1/3 больше времени, чем падения других участников, они не пережили больше событий во времени. Продолжительность полета была всего лишь трюком памяти, а не реальным замедлением хода времени. Исследование должно появиться в онлайн-журнале Public Library of Science One.

«Люди часто рассказывают, что время шло как в замедленной съемке во время автомобильных аварий,— сказал доктор Дэвид Иглман — доцент неврологии, психиатрии, и наук, изучающих поведение людей в медицинском колледже Бейлор. „Правда ли все происходит очень медленно или это только кажется, что время замедляет свой ход? Ответ на этот вопрос необходим для того, чтобы понять, как мозг воспринимает ход времени“.

Когда американские горки и другие похожие аттракционы оказались не настолько пугающими, чтобы время замедлило свой ход, Иглман и его студенты-аспиранты Чесс Стетсон и Мэтью Фиеста решили найти что-то более устрашающее. Их выбор пал на свободное падение, где люди летят вниз со 150-футовой вышки без страховки и приземляются на сетку. Скорость во время этого трехсекундного падения достигает 70 миль в час.

«Это самое страшное, что я когда-либо испытывал — сказал Иглман.— Я точно знал, что это абсолютно безопасно и что это отличный способ дать людям почувствовать, что процесс занял гораздо больше времени, чем на самом деле».

Эксперимент состоял их двух частей. В первой части исследователи попросили участников с помощью секундомера с функцией остановки времени воспроизвести, сколько времени заняло падение других участников, и сколько, как им показалось, длилось их собственное. Большинство участников оценили длительность своего падения на 36% больше, чем длительность падения других участников.

Тем не менее, для того, чтобы определить, означало ли такая разница во времени то, что люди пережили больше событий, Иглман и его студенты разработали персептивный хронометр, который закреплялся на запястье добровольцев. На экране, напоминающем экран часов, высвечивались цифры. Ученые увеличивали скорость появления чисел до тех пор, пока испытуемые едва могли их различать.

Их теория заключалась в следующем: если восприятие времени действительно замедляется, числа будут появляться настолько медленно, что испытуемые смогут легко различить их во время падения.

В ходе эксперимента ученые выяснили, что во время падения испытуемые легко читали числа, высвечивающиеся с нормальной скоростью, и не могли различать их совсем, когда они высвечивались с высокой скоростью.

«Мы установили, что люди — это не Нео из Матрицы, который уклоняется от пуль замедляя время. Парадокс заключается в том, что участникам эксперимента казалось, что их падение заняло много времени. Объяснение этому парадоксу можно дать следующее: чувство времени и память взаимосвязаны. Испытуемые только думали, что падение заняло много времени» — сказал Иглман.

Во время жуткого падения, область мозга, которая называется амигдала, начинает работать более активно, создавая второй слой воспоминаний, которые возникают наряду с теми, за которые отвечают остальные части мозга.

«В этом случае страшное событие ассоциируется с более насыщенными и сильными воспоминаниями. И чем лучше вы помните происшествие, тем дольше, по вашему мнению, оно длилось» — объяснил Иглман.

Исследование позволило ученым прийти к выводу, что восприятие времени не единственное явление, которое замедляется или убыстряется. «Мозг не работает как видеокамера» — говорит Иглман.

Иглман и его помощники так же подтвердили этот вывод в лаборатории. Эксперимент, который должен появиться в Public Library of Science One был проведен Иглманом и его аспирантом Вани Париядатом и состоял в создании искажения временного восприятия. Например, когда они показывали на экране три раза ботинок, затем цветок и затем опять ботинок, испытуемые утверждали, что цветок оставался на экране дольше, хотя, в действительности, он был там столько же, сколько и ботинки. С помощью эксперимента, Париядат и Иглман доказали, что восприятие времени искажается, а все остальные временные аспекты, такие как вспыхивающие огни и звуки, не меняются.

Заключение обоих исследований было одинаковым.

«Может показаться, что время шло необычно долго, но это не означает, что количество прожитого времени действительно увеличивается. Это всего-навсего означает, что когда вы вспоминаете события, вам кажется, что они длились дольше» — сказал Иглман.

«Так же это связано с тем, что когда вы становитесь старше, вам кажется, что время убыстряет свой ход. В детстве о каждом из событий у вас откладываются яркие воспоминания, а когда вы взрослеете, воспоминаний становится меньше, т. к. вы уже многое пережили и многое знаете. Так, когда ребенок в конце каникул оглядывается на прошедшее лето, ему кажется, что оно тянулось целую вечность. Взрослым же кажется, что оно прошло мгновенно».

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Критика: как добиваться своего и не бояться чужого мнения»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видео «Эмоции. Мифы и реальность. Подавлять или проявлять? Контролировать или управлять?»
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 2 июля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Как торговаться о цене и сэкономить много денег: 7 главных правил»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине развиваться быстро.
Ресурсы и препятствия.»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 12 апреля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.05.2019 г.)
Тренинги
Запись мастер-класса
«Креативность и остроумие в речи»
Тренинги