Кажется, вполне очевидно: всем нужны деньги. Да, это правда, но не вся. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди работают сверх положенного времени, в свои выходные, без отпуска, берут больше обязанностей, хотя им за это не платят. Что их заставляет это делать? К чему стремятся, что боятся потерять? Рассмотрим варианты возможных ответов.
Позитивная мотивация
- Вера в возможности и силы другого человека, его потенциал. Это своеобразный кредит, потому что вера, как правило, не основана на чём-то рациональном, а только на впечатлении и субъективном ощущении, что этот человек перспективен. Так иногда и говорят: «Я чувствую (вижу), из него выйдет толк». Такая вера в возможности сопровождается следующими позитивными эмоциями: воодушевлением, искренней радостью, восхищением от любых успехов, искренней благодарностью.
- Энтузиазм и соревнование. «Я сделаю это, мы сделаем это!». Данная эмоциональная мотивация требует хорошей энергетики, эмоционального подъёма, уверенности в полезности и необходимости своего дела. Ощущение причастности к чему-то большому и важному. Присутствует мотив самоутверждения: «Я смогу! Мы сможем!». Ощущение: «Я нужен команде! Только проявляя каждый себя, мы вместе достигнем успеха». Эмоции: уверенная целеустремлённость, высокий эмоциональный тонус и энергетика, энтузиазм.
- Ответственность за людей и проекты. Ответственность — это очень сильная мотивация. Если действительно субъективно человек чувствует на себе ответственность за что-либо (например, родители за воспитание ребёнка, менеджер, которому первый раз поручили большой и важный проект), то человек будет отдавать все свои знания и силы для достижения цели. У большинства людей есть чувство ответственности, поскольку каждый когда-либо за что-то отвечал. Это позволяло чувствовать свою значимость, необходимость для окружающих людей, особенно если они зависят от ответственного человека.
Ответственность подразумевает определенные права. Чем больше ответственность, тем больше прав, справедлива и обратная зависимость. Предоставляя другому человеку права, передавая полномочия, одновременно передаётся ответственность, повышается значимость принятых решений, поскольку они могут отразиться на других людях, повлиять на их судьбу. Эмоции этой позитивной мотивации: важность, уверенность, сосредоточенность, спокойное превосходство. - Мотивация, основанная на организованности и привычке работать. Тут ничего не нужно особенно создавать, необходимо только использовать сложившуюся привычку добросовестно работать и умение организовывать себя. Если у человека есть такие качества, то их нужно отметить, подчеркнуть. Полезными будут эмоции: доверие, искренняя благодарность, ощущение значимости.
- Вознаграждение успехом, признанием, счастьем. Хочется быть успешным и счастливым. Это признанные и устоявшиеся в обществе ценности, которые в рекламе не нуждаются. Однако к признанию и счастью ведут не все пути, но если человек открыл для себя ту дорогу, которая приведёт его к процветанию (или ему помогли её найти), то он будет работать мощно, усердно, целенаправленно. Эмоционально стремление к счастью может выражаться в уверенности, энтузиазме, высокой энергетике, спокойствии.
Негативная мотивация
- Страх потерять имеющееся. Например, положение, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, перспективы роста, и т. п. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Иногда достаточно напомнить, чего может лишиться человек, чтобы вызвать желание бороться за сохранение существующего положения. Эмоции: опасливая настороженность, огорчение, сожаление. Часто человек просто привыкает к существующему достатку, не задумываясь о том, что всё можно потерять. Поэтому иногда сама мысль об утрате чего-либо ценного может служить мотивацией к энергичной работе.
- Недовольство собой и результатами своих действий. Можно назвать по-другому — мотивация от противного. Надо только вызвать у человека стойкое убеждение, что он — противный и пока такой, радоваться нечему, надо исправлять ошибки и своё поведение, выход есть. Конечно, одновременно правильно указать, каким надо быть, какое поведение будет поощряться. Ещё вариант: человек делает всё хорошо, но может лучше. Недовольство собой может быть вызвано ощущением, что сделано не всё, что можно, и не самым лучшим образом. Эмоции: разочарование, легкая печаль, грусть, сожаление.
- Желание кому-то что-то доказать. Многим хочется быть не просто хорошим, а обязательно лучше других. Но то, что ты достойнее, нужно доказать, одних утверждений недостаточно — «факты в студию». Поэтому их нужно добыть, заработать, сделать, это будет всем доказательством, что я лучше, «круче». Например, существуют объективные показатели эффективности: количество заработанных денег, заключённых договоров, обслуженных клиентов. Это всё может быть мотивацией, которая бесспорно будет доказывать превосходство менеджера в профессиональной деятельности. Эмоции: ирония, сарказм, удивление, возмущение.
- Желание «сделать» окружающих. Похоже на предыдущую мотивацию, но тут не главное доказать, что ты лучше, а главное, чтобы другие были хуже. Иногда для этого нужно начать хоть что-то делать, чтобы понимать: а они это не умеют! Эмоции: хорошая энергетика, сожаление, интерес, недовольство.
- Чувство вины. Часто люди, субъективно ощущающие себя виноватыми, стараются свою вину «загладить», исправить положение. Конструкция этой негативной мотивации обычно следующая: ты виноват, а это значит… Далее идёт список дел, которые смогут оправдать провинившегося. В этой негативной мотивации есть недостатки. Так, например, вместо желания исправить положение может появиться протест, сопротивление. Многие люди, когда чувствуют себя виноватыми, начинают защищаться и нападать в ответ. Эмоции: разочарование, сожаление, недовольство, интерес.
Подумайте, чем руководствуетесь вы? А ваши подчинённые, если такие есть? Когда точно понимаешь мотивацию к работе свою или другого человека, то есть возможность ею целенаправленно управлять, открывать новые возможности, развивать сильные стороны, получать удовольствие от любимого дела.
Похожие статьи
Саморазвитие
Эффективная коммуникация, лидерство
Как убеждать на презентациях, в продажах и в спорах?
Карьера и бизнес
Статьи тренеров Синтона
Эффективная коммуникация, лидерство
Как узнать лидера?
Как создавать связи, деловые контакты, полезные и нужные знакомства?
Статьи тренеров Синтона
Эффективная коммуникация, лидерство
Конфликт в салоне
Философия жизни
Бегущий за ветром
Эффективная коммуникация, лидерство
Кокология. Когда дверь — не дверь