Автор: Антон Безмолитвенный
Часто на тренингах мне задают вопрос: «В чем причина эффективности НЛП?»
В двух словах ответить на него нелегко. Для освещения только одной из причин понадобилась целая статья.
Но обо всем по порядку.
Давайте рассмотрим полный цикл обучения. Любой процесс овладения новым видом деятельности состоит из следующих стадий:
Неосознанная некомпетентность — стадия, на которой вы дажже не знаете, что не умеете что-то делать. Допустим, некто Сигизмунд не умеет располагать к себе людей при первом контакте, отчего они быстро разбегаются. При этом он как-то не задумывался о причинах такого странного поведения окружающих, воспринимая это как должное. Например, у него есть «поддерживающее» убеждение на эту тему — «с этими людьми невозможно наладить хорошие отношения». То есть он даже не знает, что не умеет налаживать отношения. И считает тот результат, который получает по жизни, неизбежным.
Осознанная некомпетентность — стадия, на которой вы осознаете, что чего-то не умеете. Наш Сигизмунд прошел первую ступень НЛП-практика, посмотрел на других, на то, как выглядит в видеозаписи со стороны — и понял, что вообще-то способы нравиться окружающим с первого взгляда есть, только вот он пока не умеет ими пользоваться.
Осознанная компетентность — стадия, на которой вы обучаетесь какой-либо деятельности, отрабатываете умение. В нашем примере Сигизмунд с рвением принялся изучать хитрые нлпперские стратегии — калибровку и подстройку. Поначалу было безумно сложно совмещать все нюансы в одном действии, каждое действие необходимо было контролировать сознательно, поэтому мало что получалось. Мозг Сигизмунда кипел. Но он твердо решил освоить это искусство (потому что понимал, как оно пригодится ему в жизни) — и не сдавался. И постепено, через некоторое количество повторений начал вырабатываться навык. Сигизмунд перешел на 4 стадию:
Неосознанная компетентность — стадия, на которой вы спокойно, легко и без излишнего контроля со стороны сознания реализуете новое поведение. На этой стадии приходит навык и органично встраивается в ткань вашей жизни.
Теперь Сигизмунд легко устанавливает контакт с людьми и поддерживает с ними хорошие отношения.
А теперь давайте рассмотрим так называемое «академическое» обучение, к которому мы привыкли в школе и ВУЗах и сравним его с НЛП.
Обычное обучение представляет собой некоторое количество знаний (т. е. даже не умений, а просто информации), которое преподаватель сообщает студентам, например, на лекции. По сути, это первая и вторая стадии (вы можете выяснить, что ничего раньше не понимали в квантовой физике. Узнать некоторые уравнения, которыми пользуются ученые. И все — к реактору вас, разумеется, никто не подпустит). Как применять эти знания на практике, зачем и для чего — об этом в обычном обучении как-то не беспокоится. Видимо, полагают, что это самоочевидно.
В отличие от этого подхода, тренинги по НЛП — это весь цикл обучения целиком.
Знания не только приобретаются, в рамках тренинга сразу же осуществляется их «обкатка», отработка и внедрение в жизнь. Отрабатывается все в кейсовых (приближенных к жизненным) ситуациях. А потом — и вообще в жизненных.
Тренинг выходит в жизнь
И главное — в отличие от академического формата, на тренингах по НЛП всегда понятно, для чего это и какие результаты приносит. Поэтому участники на тренинге замотивированы продолжать обучение, приходят на тренинг, как на праздник — ведь они чувствуют результаты и видят, как они меняют жизнь.
Это так — у нас в Синтоне. Поэтому наше НЛП называется «живым» — основной акцент мы делаем на том, как эти навыки можно применять в повседневной жизни. Например, на работе с шефом — чтобы поднял зарплату. Или дома — чтобы несколькими точными фразами предотвратить намечающийся скандал и нормализовать отношения.
Наше НЛП — это искусство осмысленно действовать в простых и известных каждому ситуациях. Это работа не столько с информацией и знаниями, сколько с личностью человека — встраивание в жизнь новых способов поведения.
Мы знаем — только полный цикл обучения гарантирует стабильные изменения к лучшему — так, чтобы постепенно исчезали негативные ситуации и на их место приходили позитивные.
Автор: Безмолитвенный А.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.