«Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный?» — эта фраза встречается очень часто и известна еще со времен античного Фалеса, но… Где же вывод?
«Благородная бедность»
Ладно, когда фраза звучит жестче, тут все понятно: «Если ты такой умный, почему ты такой мертвый?» — ирония вполне ясна. Дескать, был бы умнее, остался бы жив. Но как только речь заходит о богатстве, ясность картины расплывается. Ну не хочется «кандидатам в доктора» или просто «интеллектуальной соли земли» продолжить мысль: был бы умнее — был бы и побогаче. А так, значит, глуп.
Да, читал Сартра, да, перемножаешь в уме семизначные числа, а все равно — глуп. Да, шеф не понимает твоего тонкого юмора, а пошлые обыватели — порывов души, но таки все равно — глуп. Так что ли? Да как же так?!
И делает интеллектуальная элита тонкий свой финт ушами. И вот уже фраза «Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный» звучит гордо и звенит ноткой мудрой горечи. Мол, такой век, такие люди. Не ценят, не понимают, не прислушиваются… не платят. И вот уже истинный и глубокий ум оценивается «в своем кругу» по соответствующей бедности. Не разменял себя. Не продался. Не пошел на поводу. Вот уже бедность становится свидетельством «настоящего» ума. Настоящего, а не какого-то там пошлого-рваческого-торгашеского-обывательского. И слово «бизнесмен» сплевывается насмешливо и с сочувствием.
Готово. Теперь бедность — это заслуга. Это доказательство ума. А вовсе не глупости. Что, съели?
Но все-таки ироничные вопросы тех, что побогаче, почему-то раздражают умных и бедных. Почему?
Какой умный, такой и бедный
Правильный ответ звучит так: «Ты такой бедный именно потому, что ты такой умный». Был бы умен по-другому, был бы богаче. И не будем презрительно и насмешливо смотреть с той или другой стороны. Разберемся. Какой ум ведет к бедности, а какой — к богатству. Идет? Не будем здесь вдаваться в историю, откуда что взялось. Перейдем сразу к выводам. Они кажутся простыми и интересными.
Две характеристики делают человека умным и бедным или… богатым: ограниченность и воображение. Если это нарисовать, то получается вот что. Справа налево — ось от воображения совсем бедного («Чего я не видел, того в мире нет»), до безудержно богатого («Если бы человек оседлал луч света, то в зеркале он не увидел бы себя»). Снизу до «нуля» прочертим ось ограничений материальных, фактических (заборы, милиция, кулаки соседа, сила тяжести), а от «нуля» выше ограничения окажутся уже умозрительными (правила, мораль, привычка, опасения, суеверия и прочее «знание»).
Вот так. Получаются 4 любопытных квадрата:
- Умный и Бедный. Много воображения и много умозрительных ограничений. Здесь воображение главным образом подтверждает и усиливает эти самые ограничения. Фантазия либо укладывается в ограничения-рамки и бурлит в специально отведенном направлении, либо подавляется. Умный и Бедный стремится «соответствовать»: моде, правилам, пожеланиям, ожиданиям, нормам и традициям, напрягая фантазию для того, чтобы оказаться хоть и «лучшим из», но все же «одним из». В большинстве случаев Умные и Бедные работают на кого-то. И ухитряются одновременно уважать себя за это и не уважать своих работодателей.
- Мелкий Собственник. Умозрительных, воображаемых ограничений меньше: ведь воображение бедное. Впрочем, полета фантазии тоже нет. По этой же причине. Мелкого Собственника не увлечешь высокой идеей, ему пахать надо. В прямом и переносном смысле. Ум его крестьянский: крепкий, без высоколобых заморочек, прямой и очень «фактический». Потому мы и называем этот второй тип «Фермером». У Фермера тоже есть мораль-совесть. Простая и понятная. Не убей, не укради. Око за око, зуб за зуб. Добро — это добро мне (а не вообще) и конкретное (дела, факты, а не слова). За добро надо платить. За зло — бить. А идеи ваши — это все так, блажь. Тут сенокос, капусту надо рубить, а вы со своими «чувствами прекрасного» и прочей лабудой. Фермеры обычно работают на себя и на свою семью. Даже если формально работают на кого-то.
- Беспредельщик. Воображения мало, а моральных ограничений нет вовсе. «Я хочу» и «Это мое» беспредельщика могут ограничить лишь фактические, материальные барьеры: кулак, пуля, решетка, забор и тому подобное. Естественная в этой ситуации жестокость к тем, кто не отдает «мое» (не «делится»), не сдерживается ни сочувствием (не хватает воображения), ни воспитанием (умозрительные ограничения не действуют). Беспредельщики не работают в обычном смысле этого слова. Если они и напрягаются, то для того, чтобы отнять, отобрать, наложить дань. И не надо думать, что это обязательно рекетиры и бандиты. То же самое вело в бой и исторических вожаков, атаманов, будущих князей, принцев, герцогов и королей. Еще 200 лет назад «право сильного» было едва ли не основным. Да и сегодня часто оказывается в почете. Например, у сотрудников силовых структур. Чем больше у Беспредельщика силы (то есть, чем меньше фактических ограничений), тем безудержнее и опаснее он становится. Крайние Беспредельщики известны также как «отморозки».
- Хитрый Проныра. Богатое воображение Хитрого Проныры направлено не на возведение умозрительных ограничений, а на обход фактических. Да и вообще, Хитрый Проныра не склонен строить. Он любит не сооружения, а пути. Присвоить, а не создать, — это роднит Проныру с Беспредельщиком. Но, в отличие от Беспредельщика, он не склонен отбирать с использованием грубой силы. А вот обыграть, объегорить, обхитрить — это его стихия. В мелком своем варианте Хитрый Проныра оборачивается банальным Мошенником. В крупном масштабе это Финансовый Магнат или Отец Церкви, Иезуит с большой буквы.
Обобщая, мы можем сказать, что Умные-и-бедные работают на Хитрых Проныр (чаще) и Фермеров (реже). В ситуации безвыходности Умные-и-бедные работают и на Беспредельщиков, но уже больше из страха, чем из своих собственных заморочек.
Беспредельщики обирают Фермеров (чаще) и Умных-и-бедных (реже, потому что взять можно меньше). Нанимать на работу в прямом смысле этого слова Беспредельщикам не свойственно: они больше приветствуют рабство, поскольку платить совершенно не в их привычках.
В большинстве случаев на вершине оказываются Хитрые Проныры. Именно они в конечном итоге контролируют Беспредельщиков (силовыми методами, с использованием Умных-и-бедных-но-верных), и оттягивают созданное Фермерами одеяло на себя.
Похожие статьи
Карьера и бизнес
Статьи тренеров Синтона
Резюме – ваша визитная карточка
Тренинги и тренеры
Тренинги для школьников
Семья, дети
Статьи тренеров Синтона
Мой ребенок сказал, что не хочет ходить на занятия психологической группы. Что делать?
Психология
Статьи тренеров Синтона
Принципы сертификации
Саморазвитие
10 лучших книг
Павел Зыгмантович: Ревнует — значит, любит?