Отрывок из будущей книги Антона Безмолитвенного «Жизнь по своим правилам».
Обиднее всего бывает осознавать, что лестница, по которой ты карабкался всю жизнь, приставлена не к тому окну.
Знаешь, на тренинге люди часто жалуются мне на то, что не могут отличить «свое» от «не-своего» по жизни. И просят с этим помочь. Действительно, запрос серьезный — от правильно поставленных целей и задач без преувеличения зависит все течение жизни. Но для тебя это, конечно, далеко не новость. Каждый об этом слышал, все про это знают.
Почему же тогда в конкретной жизненной ситуации постоянно ошибаются? Отчего так трудно бывает понять, что твое — и сделать правильный выбор? Посмотри вокруг: мир переполнен людьми, которые оголтело заняты реализацией не-своих целей. А значит, живут не свою жизнь.
Например, Маша, 28 лет — бухгалтер. Вот уже 5 лет как бухгалтер. И последние 4 с половиной из них работу свою искренне, всеми фибрами души — ненавидит. Терпит ежедневное бессмысленное высчитывание на калькуляторе и заполнение осточертевших экселевских табличек только ради денег. При этом давайте спросим Машу, кем она хочет стать. Немного подумав, отвечает: «главным бухгалтером». Как изменится ее жизнь после «повышения»? Да почти никак: придется делать примерно то же — в еще большем объеме и с большей юридической ответственностью. Спрашивается, зачем главным бухгалтером? К тому ли окну приставлена лестница Маши? Сомнительно.
Я сейчас привожу типичный для нашего времени пример постановки целей. Маша пришла на тренинг с просьбой добавить ей «мотивации». На мой взгляд, такие запросы больше напоминают изощренное самоизнасилование. Если расшифровать, перевести на русский язык эту «замечательную» цель, получится примерно следующее: «научите, как бы мне покруче себя заставить делать то, чего я делать совсем не хочу, чтобы получить результат, который будет меня раздражать, угнетать и выворачивать наизнанку каждый день моей дальнейшей жизни».
Давай задумаемся: что будет через 10 лет, если я (не дай бог) придам ей мотивации на реализацию этой цели, и Маше (как человеку амбициозному и энергичному) удастся-таки достичь заявленного? А будет вот что: эмоциональное выгорание, тотальное отвращение к работе и жизни в целом, демотивация. Бездумный, механический труд, не приносящий никакого удовольствия, вымывающий остатки радости из серых, унылых, монотонных будней. И это — 5 дней в неделю. Напоминаю, из 7. Т. е. большую часть активного, бодрствующего времяпрепровождения. И — что характерно — абсолютно добровольно! Никто ведь Машу не заставлял, сама «захотела».
Получается как в «веселом» детском сочинении:
Анна Каренина бросилась под поезд, и тот еще долго влачил ее жалкое существование…
Может быть, «в консерватории что-то подправить»? Поработать с образом будущего? Поменять формулировку цели так, чтобы она приносила радость и удовольствие?
Давай уточним, откуда у Маши вообще появилась такая цель?
Если копнуть поглубже, выяснится, что в юношестве мама Маши хотела стать бухгалтером, а стала — швеей-мотористкой. Образования у нее подходящего не было. Поэтому и настояла, чтобы дочка пошла учиться в соответствующий ВУЗ. А у самой Маши в детстве были ярко выраженные художественные способности. Отлично получалось рисовать у девочки. Мама до некоторых пор это даже одобряла. Но когда Маша подросла, и встал вопрос о профессии, озвучила следующее: «это кем же ты будешь, когда вырастешь, а? Художницей, что ли? Нет уж, давай получи нормальную специальность, чтобы было все, как у людей. А потом уже будешь развлекаться в свое удовольствие»
Вот так и получилось, что реализует Маша не свою цель, а мамину. А жизнь-то на это уходит своя…
И забыла она уже о своих детских мечтах и фантазиях. И после работы рисовать как-то … не тянет. Сил нет. Силы есть только на то, чтобы завалиться на диван перед телевизором с чем-то вкусненьким и забыться.
Мда… Пример, конечно, невеселый. Но, к сожалению, такой частый в окружающей нас жизни. Миллионы людей живут именно так. Поэтому я вынужден был начать с него.
Итак, что можно вынести из этого печального примера?
1. Не своя цель — не радует. Почему? Потому что в этом случае нет удовольствия от самого процесса. Ставятся такие цели только ради результата (обычно значимого для окружающих)
Но давай задумаемся, каков результат жизни? Не в возвышенно-метафизическом смысле («память, живущая в сердцах людей…»), а в самом бытовом, практическом?
Результат один — смерть. Это если по-честному.
Жизнь коротка, потерпи немного
Продолжая коллекцию грустных анекдотов…
Жизнь — это процесс. В таком случае полезно и воспринимать ее как процесс — наслаждаться тем, что есть, а не тем, что «может быть будет». Если относиться к ней, как к игре на результат, она проходит как страшный сон, наполненный каждодневным напряжением и борьбой, и оглядываясь назад (перед окончательным результатом), человек удивляется — где «это все, что должно было быть у меня»? Радость, экстаз, упоение, вдохновение… Получается как в известном анекдоте:
Поймал мужик золотую рыбку.
— Слушай меня, рыбка! Хочу, чтобы у меня все было!
— Отлично, мужик. У тебя все было.
Кстати, отсюда можно сделать еще один вывод — от противного:
2. Своя цель — доставляет удовольствие в процессе достижения. Собственно, удовольствие и доставляет сам процесс. Как в анекдоте про известного жизнелюба поручика Ржевского… Впрочем, хватит уже анекдотов, не буду здесь его приводить.
Давай рассмотрим еще две жизненные истории:
История «Саша-1»: родился в обычной семье, учился в школе хорошо — так настаивали родители. Почти золотая медаль — всего 3 четверки в аттестате. Затем выбор института — как подсказывали родители: «надо идти в нормальный ВУЗ на хорошую специальность. Ведь это же залог успеха». В результате в нужный ВУЗ его «пропихнули», хотя сам он никакой радости от «выбранной» специальности не испытывал.
Затем поиски работы: оказывается, после института никто «с руками не отхватывал» и особо брать не спешил. Кое-как устроился. А дальше — «надо строить успешную карьеру» — так говорили все: родственники, друзья, телевизор, газеты, журналы, общество. ВСЁ. И потянулись будни — работа, работа, работа, нудная и отупляющая, вечера с пивом перед телевизором. Дни летят с каждым годом все быстрее и быстрее. Возникает ощущение, что жизнь несется мимо него, а он… просто не успевает. Ничего не успевает. И с каждым ощущение бессмысленности растет — пустота и очерствелость, которые теперь надежно поселились в нем вместо счастья и радости.
Но все это казалось только подготовкой к жизни, которую нужно «перетерпеть», пережить и дождаться. Каждый день Саша ждал чего-то, какого-то невероятного события, после которого он «прыгнет» в счастье и начнет жить по-настоящему: так, чтобы каждый день был наполненным смыслом, веселым, лучезарным и радостным. Только вот что-то событие почему-то не приходит, добрый ангел (может быть, Дед Мороз?) не прилетает. Саша так и не «прыгает». В результате остаток жизни выглядит так: работа, работа, работа, смерть в 68 лет.
Уфф… Ну все, хватит уже грустных примеров. Теперь — только хорошие.
И вот вторая история:
История «Саша-2»: родился в обычной семье, детский сад, потом школа, но в 3 классе школы у этой инкарнации Саши зародилась своя цель — рисовать. Саша рос, взрослел, лелея собственную мечту. И когда встал вопрос о том, куда пойти учиться, он спокойно и уверенно сказал — «я пойду в художественный ВУЗ». Конечно, это не вызвало энтузиазма у родителей. Связей такого рода у них не было. И они ответили: «как хочешь, но тогда поступать будешь сам. Ничем не поможем. Мы тебя предупреждали». Поначалу было очень сложно, приходилось подрабатывать, чтобы оплатить курсы и репетиторов; кроме того, каждый день он был вынужден преодолевать психологическое давление со стороны родителей и учителей в школе, но Саша был тверд в реализации своего намерения, увлеченно занимался подготовкой к выбранному делу жизни, и вот долгожданный день настал — Саша поступил в свой ВУЗ. Сам. Затем увлеченно учился, параллельно рисуя и выполняя заказы (все — в удовольствие, потому что это его выбор, никто не заставлял), потом стал дизайнером, затем освоил html и flash, переехал за рубеж, устроился в крупную контору, после этого через несколько лет открыл свою успешную и процветающую компанию по веб-дизайну. И много еще всего интересного было в жизни Саши-2: путешествия, любимая женщина, уважение и благодарность окружающих, наследники, которые гордились им. До конца жизни занимался он делом, которое приносило ему удовольствие и радость людям вокруг. А умер, как и Саша-1, в 68 лет.
Казалось бы, человек прожил одинаковое количество лет и в том, и в другом сценарии. Результат тоже один — смерть. Но что-то все-таки отличает эти жизни друг от друга. Правда?
И нескромный вопрос: какой сценарий лично ты для себя предпочел?
Хорошая жизнь определяется количеством моментов, прожитых в состоянии счастья от реализации своего любимого дела. Обычно это означает параллельно и самореализацию.
Вот в чем ошибка Маши, вот в чем ошибка Саши-1: при постановке цели не учитывалось, будет ли приносить удовольствие сам процесс реализации. А если этот пункт и учитывался, то отбрасывался, как малозначимый. Ведь важнее результат. А в результате — вся жизнь вместо удовольствия и радости превращается в суровую бытовую рутину. Из-за одного малозначимого пункта…
Вывод: Полезно ставить цели так, чтобы и процесс их достижения, и результат приносил удовольствие. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель «твоя». Потом ты не пожалеешь о потраченном времени. И лестница, по которой ты взбирался к своему окну, будет поднята выше и послужит тебе для достижения следующих целей.
О том, как конкретно ставить «свои» цели и достигать их по «своим» правилам — на тренинге «Твои правила». 2 дня идет индивидуальная работа с запросами каждого участника, постановка четкой цели, выработка правил, позволяющих ее достичь. И самое главное — придание устойчивой мотивации! Чтобы лететь к своей цели быстро, по красивой параболической траектории.
Приходи, если хочешь реализовать свой Жизненный Проект.