Автор: Светлана Святчик
Тело человека — это зеркало его прошлого и настоящего опыта.
Любое психосоматическое заболевание, проблема отношений, внутренний конфликт или стресс имеют свою проекцию в теле в виде блоков (мышечных зажимов). Блоки сковывают наши движения, удерживают напряжения, зажимают эмоциональные реакции.
Путь к внутренней свободе проходит через освобождение тела от мышечных зажимов.
Чем в большей степени человек закрепощен телесно, тем более он закрепощен психически. Чем менее человек уделяет внимание своему телу, чем менее способен владеть им, тем в большей степени он поддается закрепощению со стороны внешних факторов, сил, воздействий, чужой воли.
Биологическая (психическая) энергия в теле человека проявляется в виде конкретных переживаний тепловых ощущений, пульсации, покалывания в различных участках тела, ощущений мурашек, жжения и т. д. Она принимает участие в осуществлении всех функций организма, включая движение, мышление и ощущения.
Биологическая энергия в своих проявлениях тесно связана как с психическими, так и с чисто соматическими (телесными) явлениями. Многие проблемы психологического плана связаны с различными нарушениями энергетического обмена организма: концентрацией, недостатком или перераспределением, перемещением энергии. Заблокированные страхом и потому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетических процессов в теле и изменению личности.
Невроз — результат застоя психической энергии. Телесно-ориентированная терапия невроза направлена на восстановление свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря (мышечных зажимов). В местах, где есть блоки, энергетические потоки ограничены, что приводит к образованию боли или болезни.
Телесно-ориентированная психотерапия расширяет возможности психотерапевтического воздействия в связи с тем, что рассматривает человека в единстве его личностного, социального и биологического функционирования. Ее цель — дать клиенту с помощью двигательных психотехник более точно распознать и вербализировать собственные эмоции, пережить заново свой прошлый эмоциональный опыт, тем самым, способствуя расширению сферы самосознания и формированию более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Причиной неврозов, депрессий и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме человека. Негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. Невротики большую часть своей энергии тратят на поддержание работы психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов, используя при этом мышечное напряжение.
Для всех людей характерно присутствие энергетического дисбаланса, поэтому, существенный личностный рост невозможен без раскрепощения тела, без ослабления жесткости мышечного панциря, без овладения своим телом. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения и обретает свободу циркуляции жизненной энергии. Это ведет к глубинным личностным изменениям.
Исторически первым направлением (20-е-40-е годы) телесно-ориентированной психотехники была психология тела В. Райха. Параллельно развивался метод интеграции движений Ф. М. Александера. Мощный аппарат психотехник был сформирован в рамках системы подготовки актеров К. С. Станиславского и М. Чехова, позже давший начало целому семейству тренинговых методик.
В 50-е-60-е годы получили развитие биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза, метод чувственного сознавания Ш. Селвер, «гимнастика чувств» С. В. Гиппиуса, развившего и завершившего систему Станиславского.
В 70-е годы появляется рольфинг или структурная интеграция по методу И. Рольф, семейство групповых тренингов, восходящих к методике Гиппиуса, биосинтез Д. Боаделлы.
В 80-е годы появляется Розен-метод, бондинг Д. Кэзрила.
В 90-е годы телесно-ориентированные методы пополнились танатотерапией В. Ю. Баскакова, структурной психосоматикой А. Минченкова.
Мышечный панцирь
Вильгельм Райх основывался на психоаналитической теории 3. Фрейда. Он был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализа их симптомов. Отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах. Между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь.
Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. Психоанализ изучал последствия вытеснения, а Райх обратил внимание на сам процесс.
Напряженное тело приводит к телесной несвободе, к скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы.
Внешне скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный в себе человек раскрепощен и естественен в движениях.
Мышечный панцирь представляет собой существенное препятствие для личностного роста. Хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств.
Защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Расслабление мышечной судороги не только высвобождает вегетативную энергию, но и воспроизводит в памяти и ситуацию, в которой осуществилось подавление влечения.
Райх показал, что нужно непосредственно воздействовать на мускульный панцирь. Расслабление мышечного панциря освобождает значительную психическую энергию и помогает процессу психоанализа. Райх первый начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. «В конце концов, я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления» — писал он.
Осознание чувств
Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта ощущений, подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые внушаются в процессе социализации. Ощущения собственного тела игнорируются. Необходимо преодолеть этот барьер, научиться более полному телесно-инстинктивному функционированию. Это позволяет увидеть, насколько восприятие относительно, а мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.
«Чувства свои должны Вы продумать до конца» — так говорил Заратустра. Необходимо дифференцировать чувственный опыт, отделить продукцию сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений. Мышление высшего человека есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое в данной ситуации и в данное время. Ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям.
Осознание чувств фокусируется на непосредственном восприятии и умении ориентироваться на собственный опыт. Это — процесс непосредственного соприкосновения с нашими ощущениями; обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, процесса мышления, фантазий, образов, эмоций и установление взаимосвязи между ними. Цель осознания — понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами.
Очень важно научиться расслаблять свое тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Овладение своим телом, избавление от телесных напряжений — обязательное условие обаяния, воздействия на других, популярности в обществе.
Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, гнева или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви.