Заказать звонок

Речь - это Поединок?!

Профессиональный бизнес-тренер, психолог, ведущий тренингов на тему ораторского мастерства, жестких переговоров, психологии влияния, лидерства, харизмы.

Есть интересный исторический факт. Во время Великой Отечественной Войны в 1941 г.  на полях сражений находили множество неразорвавшихся русских гранат. Их бросали в наступающего врага наши воины, сидевшие в окопах. Знаете, почему они не разорвались? Потому, что наши бойцы бросали их во время боя вместе с чекой, как обычный камень. Как вы думаете, почему? Неужели наши бойцы не знали, что надо выдергивать чеку? Знали. И тогда, и сейчас, это знает даже каждый мальчишка. Умели ли они это делать? Да, умели, сложного ничего нет, и на воинских полигонах это делали. Даже в тяжелом 1941 г.  практически все успевали пройти курс молодого бойца. А почему же забывали выдергивать чеку? Потому что в стрессовой ситуации боя только знания и умения недостаточно. Нужен еще и прочный навык. Другими словами, мастерство.

В психологии обучения есть 3 этапа приобретения мастерства.

1-ый этап – это знание

Знание, что и как надо делать. Теоретическое представление, как устроена граната, как выглядит чека, что надо взять одной рукой, дернуть другой. Всё понятно. Или на примере с обучением автовождению. Есть педаль газа, педаль тормоза, их надо нажимать по очереди.  Есть руль, его надо крутить. Тоже в целом всё понятно. Казалось бы, садись — и вперёд. Но, оказывается, не всё так просто. Одного знания недостаточно.

2-ой этап – умение

Это воплощение нашего знания в жизнь на практике. Когда боец на полигоне берёт гранату покрепче правой рукой, ощущая ее тяжесть и примериваясь к броску. Потом с определенным усилием дергает чеку левой рукой, отклоняется, замахивается и бросает, стремясь попасть в цель. Если воин уже умеет это делать, он не будет перекладывать гранату из руки в руку, примерять, каким же пальцем надо дергать чеку. У него на подготовку не уходит время, движения точны, всё делает без ошибок. Для начинающего автомобилиста умение заключается в том, что он не путает педали газа и тормоза, без сбоев переключает ручку передач, контролирует ситуацию спереди, сбоку и сзади, видит перспективу на дороге. Но это еще не мастерство. Всё это через несколько занятий сможет делать и любой «чайник». Мастерство начинается на следующем этапе.

3-ий этап навык

В чем отличие умения от навыка? Вроде бы, одно и то же. И действительно, внешне умение и мастерство могут и не отличаться, но это на первый взгляд. Есть серьёзное отличие – в степени автоматизма. Умение требует постоянной поддержки концентрацией внимания, сосредоточенности на действии. Навык – это уже автоматическое умение, без поддержки и контроля вниманием, действие, доведенное до совершенства. Разница между умением и навыком – в степени концентрации внимания на этом действии. Любой отвлекающий фактор, а тем более — волнение и стресс, разрушает умение. В бою стресс мешал воинам выдернуть чеку. Начинающий водитель за рулем может легко ошибиться, если его отвлечь разговором.

Настоящий же навык — это гораздо более прочная вещь. Он уже не требует отдельной концентрации внимания, — это действие, находящееся в подсознании. На него уже не действуют никакие отвлекающие факторы, ни стресс, ни волнение. Это то, что называется «ночью разбуди». Сумма прочных навыков – это и есть настоящее мастерство. Мастерство воина – в сумме навыков по владению гранатой, винтовкой, штыком. Мастерство автомобилиста – в сумме навыков по управлению автомобилем. Проверяется мастерство работой под нагрузкой, испытывается психологическим давлением, стрессовой ситуацией. Если это ещё только умение – действие разваливается. Если это умение держится – значит, человек уже мастер.

Для воина таким испытанием являются первые бои. Во время войны всегда ценятся уже «обстрелянные» солдаты – на них можно положиться. Это бойцы, которые не побегут при виде танков, они слышат сквозь бой приказы командира, у них не дрожат руки при стрельбе из винтовок, они даже в контуженном состоянии не забудут выдернуть чеку. А что такое проверка и испытание мастерства для автомобилиста? Это чёткость действий уже не на удобной площадке для вождения, а в стрессовой ситуации большого города или федеральной трассы.

Настоящий мастер должен уметь профессионально работать с любой публикой в любой ситуации, даже если всё пошло не так. Речь, выступления, переговоры, полемика – это тоже бой. Аналогия не прямая, но общего с боем имеет точно много. Есть такое стихотворение: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!». Есть понятие «полемический бой». Есть выражение «ударить словом». И так же, как в реальном бою, бывают победы и поражения. Можно выиграть, можно проиграть. И от результата общения с публикой или с оппонентом, как и от результата боя, тоже зависит очень многое. Отношения, статус, авторитет, карьера, деньги, а бывает — даже сама жизнь, если вы выступаете перед присяжными заседателями.

В психологии обучения 3 основных этапа называются ЗУН – знания, умения, навыки. Мы всегда их проходим в любом деле, которым занимаемся. И высшая степень владения мастерством – это сумма наших навыков, которые не разваливаются даже под давлением обстоятельств, людей, усталости или других отвлекающих факторов. Именно поэтому я не верю в реальное обучение по книгам. Книга, как известно, источник знаний. И только. Книга не является источником мастерства. Невозможно только по книгам научиться водить автомобиль, играть на гитаре, делать хирургические операции, тем более —  овладеть ораторским мастерством.

Если оратор даже во время боевой нагрузки выдержал давление, принял ответственность, не сдулся и эффективно сделал всё, что должен сделать, — значит, это высокий уровень. Если у него не задрожал голос, удержал взгляд, не потерял уверенность, если он не сник эмоционально, не «поплыла» мысль, нашел остроумный ход, — тогда перед нами мастер. И в более простых условиях он с запасом выдержит любой экзамен с любой публикой. Общение с публикой – это не только бой, но и каждый раз это испытание, это всегда некий экзамен. Проходим мы этот экзамен тогда, когда публика нас оценивает высоко. Заваливаем — когда публика отреагировала вяло или негативно. И можно сдать этот экзамен, только если у вас отработано это речевое мастерство на достойном уровне.

И счастливая возможность овладеть речевым мастерством на практике у нас есть. Развитию всей этой цепочки – знаниям, умениям и навыкам – посвящена линейка тренингов, которая начинается с тренинга «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство». На тренинге мы осваиваем теорию и практику от простого к сложному, учимся на хорошем уровне владеть речью, нарабатываем свои ораторские и полемические таланты. А далее поддерживать и тренировать свой ораторский инструментарий можно и нужно уже бессрочно, приходя на регулярный Тренинг-клуб «Оратор», который и предназначен для совершенствования своего мастерства.

Успехов!