Автор: Гарет Льюис (Gareth Lewis), консультант по менеджменту, старший научный сотрудник Института менеджмента в Великобритании, автор книги «The Mentoring Manager. Strategies For Fostering Talent and Spreading Knowledge».
Помощь советом отличается от ежедневных бесед «один на один» не набором необходимых навыков, а ситуацией. Опытные наставники (и опытные менеджеры) знают, когда помочь советом. Каковы же типичные признаки этих ситуаций?
Хороший подход к данному виду помощи — помощи советом — согласуется с тем, что беседа в рамках этой помощи содержит три основных этапа.
Назовем их:
1. Дать определение.
2. Дать описание.
3. Дать решение.
Этап 1: Дать определение
Первый этап касается определения конечных результатов. Помощь советом — это структурированное участие и подразумевает больше, чем просто возможность поговорить или выпустить пар. Эта структура вводится в действие с самого начала. Хотя представление проблемы — это начало, мы должны ставить ее под сомнение. Ключевым вопросом будет:
«Что вы хотите извлечь из этого?»
Чем определеннее будет ответ, тем лучше. Одной из причин постановки встречного вопроса является то, что люди часто, как и следовало ожидать, представляют проблемы негативного характера:
«У меня не ладится с людьми на работе».
Если мы зададим встречный вопрос:
«Что бы вы хотели?»,
то это подтолкнет человека к положительному утверждению. И если они ответят:
«Я хотел бы лучше ладить с людьми на работе»,
значит, вы сделали значительный шаг вперед. Утверждение из отрицательного стало положительным. Оно сменило состояние неудовлетворенности на состояние цели или повестки дня. Новое утверждение дает структуру и цель для беседы.
Оно может быть даже продвинуто на ступень выше. Утверждение типа:
«Я хочу чувствовать себя на работе лучше»
является положительным, но оно не содержит значения степени «лучше». Встречный вопрос должен сделать его более определенным с поведенческой точки зрения.
«Что поможет тебе чувствовать себя на работе лучше?»
Этап 2: Дать описание
Второй этап посвящен изучению ситуации. Для этого мы должны позволить человеку заговорить. Мы должны использовать открытые вопросы и не забывать уточнять чувства, эмоции, а также факты. Фактически, мы применяем все те навыки, которые были изложены выше в разделе о навыках слушания. Сюда входят слушание, подтверждение, уточнение, встречные вопросы и подведение итогов по мере нашего продвижения от общего к частному.
Основной целью здесь будет понимание и осознание основных масштабов проблемы.
Этап 3: Дать решение
Последний этап затрагивает поиск решений проблем и вопросов, стоящих на повестке дня.
Главное здесь — позволить человеку найти собственное решение проблемы, которое бы соответствовало его стилю и потребностям. Всегда существует соблазн вмешаться и предложить или даже навязать свое собственное решение. Здесь нужно обладать способностью ждать и принимать происходящее как должное. Нужно также уметь ставить под сомнение решения, чтобы проверить их уместность и реальность.
Последнее, что можно сказать о помощи советом, то, что необходимо всегда помнить, что мы имеем дело с людьми в очень чувствительной сфере. Люди несут с собой все самое сокровенное, и они многое вложили в беседы и вопросы, которыми они делились с нами. Они раскрывают свои чувства, надежды, опасения и тревоги, они волнуются. К тому же эти взаимоотношения обычно подразумевают перемены. Это может означать перемену в обстоятельствах, но больше всего это обычно означает перемену в поведении. Это может пугать. Люди имеют сильную склонность придерживаться того поведения, которое им сослужило хорошую службу, и при помощи которого они создали свой уютный мир. И поэтому перемены могут бросить вызов чувству собственного «я» человека, а также его привычкам. Эти перемены поэтому не являются пустяковыми для людей. Они затрагивают самое сокровенное.
Гарет Льюис