Субъективная оценка влияния психологических тренингов имеет сомнительную достоверность. Для получения более достоверной объективной оценки влияния тренинга могут быть применены психологические тесты. Рассмотрен опыт применения личностного опросника Кеттелла 16PF-C для объективизации оценки влияния тренинга на личность участников на примере базового тренинга «Синтон-программы» тренингового центра «Синтон». Показана применимость опросника Кеттелла для объективной оценки влияния тренинга. Показано значимое влияние рассмотренного тренинга на личность участников. Показано различие изменений параметров личности в процессе тренинга и по его завершении.
1. Введение.
Большое разнообразие психологических тренингов никак не отразилось на развитии инструментов для оценки их качества. Результативность тренинга в России оценивается традиционно по отзывам участников и экспертным оценкам. И то и другое характеризуется неизбежной субъективностью, отзывы могут расходиться вплоть до противоположных, что может иметь следствием дезинформированность и неадекватную оценку тренинга с отклонением как в положительную так и в отрицательную сторону. Последнее может быть тенденциозно использовано как сторонниками, так и противниками оцениваемой методики.
Вместе с тем, заявленные в описаниях тренингов и методиках изменения личности должны быть проверяемы при помощи психологических тестов, применение которых уже давно вошло в повседневную практику в других областях психологии.
В этом исследовании мы попытались применить тестовую методику для объективизации влияния психологического тренинга на личность участников тренинга.
2. Гипотеза.
Существуют врожденные характеристики личности, которые практически не меняются в результате направленных усилий, и характеристики, которые зависят от окружения, воспитания и жизненных приоритетов личности. Мы предположили, что вариабельные характеристики должны претерпевать измеримые изменения в результате психологического тренинга, причем тренинг должен иметь два эффекта: немедленный, то есть проявляющийся непосредственно в период тренинговых занятий, в ходе процесса пересмотра ценностных и поведенческих установок, и стойкий, то есть тот, к которому приводит прохождение тренинга после его (тренинга) завершения и некоторое время спустя.
Мы предположили, что результаты психологического тестирования участников тренинга до начала тренинга, в период тренинга и после его завершения могут объективно показать соответствие влияние тренинга заявленным целям и провести качественный анализ влияния тренинга на личность участников.
3. Методы.
Для исследования был выбран базовый тренинг «Синтон-программы» тренингового центра «Синтон», как имеющий отработанную методику, положительные отзывы и стабильную популярность. Тренинг имеет продолжительность 6 занятий по 1 занятию в неделю.
В исследовании принимали участие 3 группы добровольцев: группа 1 — выразившие желание пройти тренинг, но еще не начавшие занятия (60 человек в возрасте от 17 до 45 лет), группа 2 — проходящие тренинг в период исследования и закончившие прохождение тренинга не ранее 1 недели до исследования (42 человека в возрасте от 17 до 44 лет) и группа 3 — закончившие прохождение тренинга в период от двух недель до двух лет до исследования (43 человека в возрасте от 20 до 48 лет).
Для исследования был выбран 16-факторный личностный опросник Кеттелла (Cattell) 16PF-C, адаптированный в России с 1972 года в исследовательской группе Э. С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ (СПбГУ) под руководством И. М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец и Н. Г. Чумаковой, состоящий из 105 вопросов и представляющий достаточный спектр шкал, характеризующих ценностные и поведенческие установки личности.
Тестирование проводилось при помощи предъявления стимульного материала через веб-сайт (собственная разработка), при тестировании обязательно фиксировались анкетные данные респондентов и номера телефонов. Анонимные ответы и ответы с неадекватными анкетными данными исключались из обработки как вызывающие сомнения в достоверности.
В обработке данных применялись «сырые» значения шкал, так как исследование имело дело лишь с различиями параметров шкал, а также потому, что стенирование загрубляет исходные данные.
4. Результаты.
Собранный статистический материал показал хорошую однородность данных и соответствие профилей групп респондентов половозрастным различиям. Все коэффициенты корреляции шкал между собой