Автор: Марианна Збронская
Пугаться красивых и успешных женщин могут, на мой взгляд, только крайне неуверенные и социально плохо адаптированные мужчины, их, надо сказать, не так уж и много, и вряд ли они могут этих женщин всерьез заинтересовать. Ну зачем красивой и успешной женщине неуверенный и не успешный мужчина? А уверенных и успешных красотой и успехом не удивить и, тем более, не напугать.
Значит, похоже, дело не в красоте и успехе — дело в самодостаточности. Или в иллюзии самодостаточности. Я обратила внимание, что люди часто путают истинную самодостаточность с её суррогатом. Именно этим суррогатом, принимаемым ошибочно за подлинное качество, женщина может и отпугнуть, и оттолкнуть мужчину.
Ведь что такое подлинная само-достаточность? На мой взгляд — это достаточное осознание человеком своей целостности — достаточно подробное и цельное осознание своих личностных качеств и особенностей, потребностей и желаний; достаточная проявленность, выраженность себя в мире; достаточно полное представление о том, как внутренний мир влияет на формирование окружающей действительности; достаточная способность выражать открыто свои чувства в близких отношениях, и достаточная независимость, сопряженная с высоким самоуважением и уважением к другим людям и их способам бытия. Если женщина действительно обладает такими свойствами, то красота и социальный успех являются естественным следствием её внутреннего развития и никого не пугают и не отталкивают.
Но, к сожалению, многие женщины называют самодостаточностью набор качественно иных особенностей. В этом случае личностные черты могут оцениваться как положительные или отрицательные, что ведет к постоянному стремлению скрывать или не замечать качеств, признанных плохими, и подавлять или не проявлять (надежно контролировать) «неправильные», «глупые» чувства. В результате, самооценка становится нестабильной или стабильно неадекватной; осознанность превращается в оценочность; невозможность осознать и признать за собой какие-то потребности и желания ведет к сдержанности, которая становится не просто формой поведения, но оборачивается внутренней напряженностью; возможность и право открыто говорить о своих чувствах и желаниях и проявлять себя в мире принимается за слабость. Все это ведет к углублению и «консервированию» страха близости, который «прорастает» в неумение выдерживать чувства другого, нетерпимость к особенностям и потребностям окружающих, неспособность находиться в длительных отношениях. Именно эта неспособность к близким отношениям выдается многими за независимость.
Таким образом формируется и закрепляется ложное представление о себе как о сильной самодостаточной личности, за которым скрывается неспособность к близости — страх зависимых отношений и/или страх потребности в зависимости.
Поэтому, если женщина хочет оставаться привлекательной и желанной, ей стоит для начала, пожалуй, честно ответить себе на вопрос, какие именно её черты и качества на самом деле пугают мужчин, действительно ли это те самые мужчины, отношения с которыми могли бы её удовлетворить и из каких соображений и внутренних переживаний она совершает действия, отталкивающие их. То есть, другими словами, действительно ли она искренне готова вовлекаться в отношения и желает переживания близости с мужчиной.
В заключение хочу привести небольшой отрывок из «Степного волка» Г.Гессе, который, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит к теме: «Вместо того, чтобы сужать свой мир, упрощать свою душу, тебе придется мучительно расширять, все больше открывать ее миру, а там, глядишь, и принять в нее весь мир, чтобы когда-нибудь, может быть, достигнуть конца и покоя. Этим путем шел Будда, им шел каждый великий человек — кто сознательно, кто безотчетно,— кому на что удавалось осмелиться. Всякое рождение означает отделение от вселенной, означает ограничение, обособление от Бога, мучительное становление заново. Возвратиться к Вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом — это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять Вселенную».