И можно, и нужно! Умные люди, выбирая, каким бизнесом заниматься, смотрят на окружение. У меня есть коллега, который решил заняться охранным бизнесом. У него были хорошие связи, и он очень быстро наладил дело, но вскоре его закрыл. Среда людей, которые в этом бизнесе были уже давно, оказалась ему по ценностям не близка. Я думаю, что он поступил правильно. Если вы внимательно смотрите на тех партнеров, людей, которые вас окружают, вы, наверное, выберете тот бизнес, в котором есть приличные люди.
Вместе с этим, полезно понимать, что конкуренты — это те же коллеги по бизнесу, с которыми можно сотрудничать. Уверенные и умные люди ценят тех, кто рядом с ними и дружат не только с партнерами по бизнесу и клиентами, но и конкурентами. Без конкуренции, красивой и сильной, нет ориентиров, некуда расти. Посмотрите на конкурентов как на людей, любящих то же дело, которое любите вы. У них есть куча толковых идей. На самом деле, если грамотно построить бизнес-отношения, конкуренты могут помочь, как и вы с удовольствием им поможете. Ведь вы вместе «возделываете» это «поле». Конечно, можно в шутку потолкаться: «А я тебя сделал в этом году!» — «Вау! Уважаю! А я тебя всё равно сделаю чуть позже». Так делается красивый, энергичный бизнес. Но, конечно, это предполагает, что вы умеете дружить.
Есть такая штука — рычаг дружбы. Кто первый использует фразу: «Мы же с тобой друзья». Если вы не внимательны к этим вещам, то некоторые люди могут при помощи рычага дружбы из вас что-то «выжимать», вместо того, чтобы вместе заниматься хорошим делом. Это — ошибочка. Ваша задача — первым взяться за рычаг дружбы и сказать: «Мы же друзья? Поэтому мы всё сделаем, как следует? Давай поможем друг другу и сделаем всё по-человечески». Тогда будет порядок. Дружба — это просто энергичный рычаг, который нужно использовать в нужную сторону.