Заказать звонок

Н. И. Козлов: про «волшебный пендель»

На актуальный и непростой вопрос «Можно ли дать себе „волшебный пендель“?» отвечает Николай Иванович Козлов:

Мотивация всегда предполагает нечто позитивное. К примеру, модель: стоит ослик, и идти не хочет. Есть два варианта. Первый: взять палку и устроить ему конкретный нагоняй — он и побежит вперед. Это стимул. Второй: показать ему морковку перед носом, он захочет пойти. Это называется «мотивация на конкретный мотиватор», то есть, то, что мотивирует снаружи. Применительно к людям это тоже работает — человек, у которого есть видение, что его впереди ждет что-то важное, интересное — замотивирован. Мотив отличается от мотиватора тем, что идет изнутри. Чувство долга, которое заставляет идти куда-то, это тоже идет изнутри и это тоже мотив. Когда же говорится: «Кто бы меня промотивировал, чтобы заставить двигаться вперед…», то это не про мотивацию, а про «заставить».

Когда человек молодой, ему, собственно, и мотивироваться не нужно, он все равно двигается. Ему просто говорят, где будет еще интересно, а он туда бежит. Поэтому вопрос мотивации не стоит, человек бегает в разные стороны пока внутренняя энергия не иссякнет — тогда он останавливается и говорит: «Блин! Чё-то мне не бежится, сделайте так, чтобы мне бежалось». Такие нормальные граждане потребительского общества ставят задачу: как бы мне заново запустить моторчик, чтобы я мог, не тревожа себя, двигаться вперед. Это разговор ребенка. Взрослые люди живут, умея себя заводить, просто потому, что это нужно. Для них это нормально. У них есть важные цели вокруг них.

Есть ещё один момент: если человек долго жил на негативной мотивации, т. е. делал что-то только тогда, когда ему было плохо, голодно, больно, тоскливо, то, понятно, когда хорошо, он делать ничего не будет. Если он привык так жить, то через какое-то время у него возникают проблемы, потому что когда живешь только на «плохо», то рано или поздно варианты негативной мотивации вызывают и в организме противодействие. Организм начинает себя защищать. Говорит: «Че-то мне совсем плохо, давай я буду выключать себя, чтобы мне плохо не было». Организм начинает буксовать. Тогда человек идет к психологу. А психолог, особенно в Синтоне, может сделать так, чтобы человеку стало совсем хорошо. Но это же, оказывается, совсем кошмар: когда человеку стало хорошо, он больше вообще ничего делать не хочет. Тогда человек психологу говорит: «Сделайте так, чтобы „хреново“ осталось, но чтобы было на самом деле хорошо, потому что, когда мне хорошо, я никого не люблю, мне ничего не дорого, я забочусь только о себе, и ничего делать я на самом деле не хочу». Какая перспектива? Понять, принять, что можно любить не только себя, что есть люди вокруг тебя. И когда у тебя есть силы, когда у тебя все хорошо — это самое классное время. Можно начать творить, можно начать заботиться, можно начать любить, можно заняться делами, потому что у тебя есть силы, время, возможность, и тебя никакие негативные эмоции не тяготят и не отвлекают. Здоровые люди живут на позитивной мотивации, негативную мотивацию можно только изредка использовать, как какую-то экстренную меру на какой-то крайний случай. Негативная мотивация сильнее действует. Но, строго говоря, можно и водкой согреваться, но на водке жить не грамотно. Негативная мотивация — это как энергетики, которые продаются, я тоже, может быть, раз в полгода их использую, когда еду на машине долго, лучше выпить этого энергетизирующего напитка, чем заснуть и погибнуть, но жить на этих напитках — нельзя, посадишь себе и печень, и все остальные органы. Так же жить на негативной мотивации неправильно, надо себя отучать. В Синтоне этому учат: жить на позитивной мотивации, жить из того, что тебе нравится, и еще из того, что ты должен, ты любишь, ты ценишь что-то еще, кроме себя, тебе есть, ради чего жить. Это формат жизни взрослых, нормально воспитанных людей. У человека кончается милое время детского сада, он становится взрослым человеком, и эти вопросы решаются.