В первую очередь стоит задать себе вопрос: если я не хочу, чтобы у ребенка создавалось впечатление, что его контролируют, то какое впечатление я хочу, чтобы у него создалось? И уже от ответа на этот вопрос будут зависеть дальнейшие действия.
Например, маме хочется, чтобы ее сын считал, что он маме интересен, что маме важно все, что с ним происходит. Это нормально: родителям действительно интересно, что происходит с их ребенком, многие родители действительно любят своих детей.
Тогда мама может начать интересоваться ребенком — всегда, а не только в вопросах учебы. Заглядывать не только в дневник, но и в учебники. Приглашать в гости друзей своего ребенка, а иногда и играть с ними во что-то. Если нет возможности приглашать домой — выходить с ними вместе в парк, или водить их на выставки или в музеи, или просто — по городу погулять. Интересоваться тем, что у него сегодня было, какие события, что говорили ему, и что он отвечал. А так же подзывать его к себе почаще, чем бы она ни занималась, включать его в свои дела.
А если он спросит: «А что ты спрашиваешь?» или «Почему меня?», то мама честно ему сможет ответить: «Потому что мне интересно». «Потому что с тобой — интереснее и лучше!»
А если маме важно, чтобы сын мог находить решения сложных задач, то, увидев в дневнике не очень радостную оценку, можно спросить, как он собирается решать эту жизненную задачу под названием «плохая оценка». Может быть, нужно придумать план исправления оценки. Если плохая оценка не случайность, а показатель незнания предмета, нужно разбираться в предмете.
А может быть, ребенок вообще скажет: «Мама, этот предмет мне совершенно не нужен в жизни, и я буду его тянуть кое-как, чтобы освободить себе время для более важных дел». В наше время уметь планировать время — очень важный навык, и хорошо, если он будет у ребенка. Другое дело, что в последнем случае возникает хороший повод поговорить о приоритетах, и о том, существуют ли действительно эти более важные дела, или это просто отговорка?
Можно спросить, какой план он придумал, чтобы ее исправить. Но тогда уж, добившись от него внятного ответа, не мешать ему затем претворять этот план в жизнь, чтобы он сам увидел последствия своих решений и действий. Если маме важно, чтобы сын вырос не только ученым, но и ответственным — это правильно и необходимо.
А может быть, мама хочет привить сыну серьезное отношение к учебе, «как к работе». Тогда она может больше рассказывать о своей работе, о трудностях и радостях, связанных с работой, о том, какие действия предпринимает по тому или иному поводу. Обязательно — об ошибках, неудачах, и выводах, сделанных в связи с ними. Проявлять уважение к учебе сына, как к его работе. Помнить, что перерабатывать много информации, большинство из которой не связано напрямую с твоей собственной жизнью, а потому — непонятно, зачем тебе нужно,— это трудная в своей бессмысленности задача. Поэтому родители могут вместе с ребенком размышлять, нужно ли качественно трудиться, если не знаешь, зачем.
Заметим, что дети считывают наше отношение к труду, так что позаботьтесь о том, чтобы подавать им правильный пример.
Планировать возможные варианты карьеры ребенка, чтобы он как можно раньше смог увидеть для себя прямую пользу в образовании. Отмечать его успехи и уметь видеть даже самые маленькие из них. Проанализировать, что вас мотивирует работать хорошо, и по аналогии придумать мотивацию для своего ребенка.
Итак, спросите себя, что вы хотите, и, ответив себе на этот вопрос, составьте план действий. А потом — последовательно выполняйте. Успехов вам!