Когда в тренинге участвуют только люди, работающие в одной компании, то это — закрытый или корпоративный тренинг. То же можно говорить и в том случае, если на обычном тренинге подавляющее большинство участников — сослуживцы. Корпоративные тренинги направлены на улучшение профессиональных качеств работников, эмоциональное или идейное сплочение коллектива, чтобы люди почувствовали себя единой командой.
«Каждый может немногое, вместе мы можем все!» — вот девиз многих корпоративных тренингов. Традиционно в качестве подобных «объединяющих» мероприятий выступали совместные поездки на шашлыки, выезды на природу, экскурсии в другие города. Но сидеть рядом и потягивать пиво не всегда означает дружить, и уж совсем не всегда это способствует улучшению профессиональных качеств. Более продвинутый руководитель компании желал бы, чтобы люди не просто приятно провели время, а личностно и профессионально выросли, совместили свой отдых с пользой для компании.
Корпоративный тренинг таит в себе море возможностей. Он позволяет понять, ЧЕМ и КАК мы занимаемся львиную долю нашего времени — находясь на работе, — и как можно это делать ЛУЧШЕ. Тренинг структурирует знания, которыми человек уже обладает. Корпоративный тренинг открывает человеку новые грани его профессии, учит творчески подходить к работе; начинаешь задумываться, что и как ты делаешь, и можно ли сделать по-другому. Помимо новых знаний, предложенных тренером, и коллеги поделятся своими способами разрешения рабочих ситуаций.
Участвуя в ролевых играх, вы сможете ощутить, каково это — быть «с другой стороны прилавка», в позиции клиента, — впоследствии это поможет лучше его понимать. Также на корпоративном тренинге работника могут обучить приемам психогигиены: как управлять колебаниями работоспособности в течение рабочего дня, как наладить тайм-менеджмент, как справиться с «трудным» клиентом, как снять усталость после работы. А самым главным является то, что на корпоративном тренинге каждый участник не просто получает новые знания и осваивает новые умения, но и учится работать в коллективе.
Если в процессе корпоративного тренинга проводится видеосъемка, то вы сможете увидеть себя и свою работу «со стороны», как вы выглядите и какое впечатление ваше поведение производит на клиента. После чего сделаете выводы о его эффективности. В обычной жизни мы очень редко получаем подобную обратную связь; немногие узнают себя по телевизору и даже не представляют, что они «говорят таким голосом», «так суетятся руками» и тому подобное. А ведь клиент видит нас именно так.
На корпоративном тренинге участники могут по-новому увидеть своих коллег, узнать их в новом качестве. Профессиональное общение зачастую заставляет нас надевать маски, плюс ежедневное продолжительное общение по однообразным задачам «замыливает глаз». Например, твой коллега, выражаясь формулировками личного дела, «исполнителен, ответственен, предан коллективу, характер нордический». И ты совершенно не подозреваешь, что этот человек может быть активным, заводным, «душой компании», а кроме «преданной службы коллективу» у него в жизни есть и другие занятия. Корпоративный тренинг поможет больше узнать о сослуживцах как о разносторонних личностях, даже об их хобби и увлечениях. Может статься, что человек на работе просто обязан носить маску «строго сухаря» или «начальника-зверя», так как он опасается, что излишняя приветливость расслабит сотрудников. А на самом деле он вовсе не так строг, принципиален и взыскателен, и даже, как и ты сам, любит «порезаться» в домино или «погонять шары» на бильярде. И даже собака у него той же породы, что и у тебя.
Корпоративный тренинг необходим в следующих случаях:
1. Нужно улучшить профессиональные качества работников, обучить их новым знаниям и навыкам, повысить эффективность их труда.
На корпоративном тренинге персонал научат, как правильно и хорошо делать то, что они делают. К тому же, тренинг дает уникальную возможность всю теорию отработать на практике, прямо здесь же совершить ошибки и найти пути их устранения, выбрать самый эффективный стиль поведения.
2. Чтобы научить персонал работать слаженно и сплоченно, ощутить «командный дух».
Например, если перед коллективом стоит сложная или неординарная задача и нужно сделать ее в сжатые сроки. Или если разборки и конфликты сотрудников между собой серьезно отражаются на производственном процессе. Любой корпоративный тренинг учит работать по-новому, способствует «потеплению» отношений в команде, выходу их на новый уровень.
3. Если в коллективе происходят структурные преобразования или кадровые перестановки.
Разрушаются наработанные «секции-клеточки», обрываются налаженные связи и отношения, утрачивается видение общей цели, притупляется чувство принадлежности к команде, — ведь команда уже другая. И чтобы рабочий процесс не замедлился или не остановился, нужно вновь налаживать взаимодействие между подчиненными, между новым начальником и подчиненными, между новыми отделами, между центральным офисом и филиалами.
4. Если необходимо «встряхнуть» коллектив, «освежить» в нем атмосферу, прервать «застой».
Когда на тренинге тебе расскажут и покажут, как можно сделать лучше, то захочется попробовать. Многие сотрудники стремятся применить на практике полученные на тренинге знания, работать становится интереснее, появляется цель. Это повышает отдачу как от каждого работника в отдельности, так и от всего рабочего коллектива в целом.
5. Возникла необходимость решить конкретную задачу/проблему в конкретной компании. Тогда тренер проводит корпоративный тренинг под определенный запрос именно для этой организации. Часто этот тренинг — уникальный, как уникальна и своеобразна каждая организация и каждый рабочий коллектив.
Если руководство компании последовательно заказывает тренеру несколько корпоративных тренингов, это означает, что они «нашли друг друга»; в таком случае, тренер уже хорошо знает всю специфику данной организации, ему не требуется много времени, чтобы вникнуть в проблему, а руководителей компании устраивает отдача от тренинга. В подобной ситуации более комфортно чувствуют себя и работники фирмы: они уже знают этого тренера и его манеру проведения тренинга, поэтому в процессе тренинга охотнее идут на сотрудничество, лучше раскрываются и больше заинтересованы в результатах тренинга (это в корне отличается от ситуации, когда на корпоративный тренинг идут «из-под палки»). Такое долгосрочное сотрудничество привлекательно для всех сторон-участников тренинга, поэтому для проведения корпоративного тренинга очень важно изначально выбрать хорошего, опытного тренера.