Заказать звонок

Как встраивать новые правила в отношения с детьми?

Профессиональный психолог, бизнес-тренер, консультант по вопросам управления персоналом, эксперт по разработке тренинговых программ.

Я вот уже 10 лет веду тренинги для руководителей и 6 лет из них удивляюсь, как много общего в искусстве управления компанией и искусстве воспитания детей.

Когда детей стало трое, иногда стало сложно все успевать. А дети при этом, как назло, стали с каждым днем все больше «мамкать». Иногда казалось, что из назойливых «мам, мам, мам… .дай, дай, дай» выбраться просто не получится. Но я вовремя вспомнила одну истину, которой часто учу на своих управленческих тренингах: «Все, что может быть сделано не вами (а сотрудниками) ― должно быть сделано не вами». И однажды утром внедрила этот принцип в жизнь с детьми. Все, что может быть сделано детьми ― должно быть сделано детьми. Именно ВСЁ.

3-х летняя доча говорит, что хочет кушать. «Хочешь кушать? Отлично! Бери сама тарелку, бери сама ложку. Доставай кастрюлю из холодильника. Не достаешь? Пододвинь стул. Накладывай. Грей в микроволновке. Кушай. А теперь мой за собой тарелку. Умница, дочка!»

6-ти летний сын говорит, что хочется макарончиков на ужин. «Очень хорошо! Хочется ― вари! Где у нас кастрюли? Какая подойдет, как ты думаешь? Согласна. Наливай воду. Ставь на плиту, зажигай газ. Макароны лежат там. Бери ножницы, разрезай пачку. Вода кипит? Аккуратненько высыпай. Теперь помешиваем. Вот, пока варится, можешь потереть сыр для всех. Ура, Никита сегодня приготовил ужин!»

Самому младшему нужно надеть чистые штанишки? ― «Никита, сходи одень брата, пожалуйста»

Нужно позвонить бабушке и сообщить когда мы приедем? ― «Настенька, возьми телефон, позвони бабушке, скажи».

Мне очень понравилось. Конечно, пришлось перестроить часть бизнес-процессов. Например, переложить тарелки, ложки, кастрюли так, чтобы они сами их легко доставали. Конечно, порой приходится следить за их действиями, подправлять, где-то страховать. Иногда и переделывать, например, когда Настя моет посуду.

Но зато появилось ощущение, что у меня теперь не две руки, а шесть! И детям стало гораздо интереснее, они теперь так много делают САМИ! И «мамкать» они почему-то вдруг перестали. И стали спокойнее и самостоятельнее.

Теперь я точно знаю:

«Все, что может быть сделано детьми ― должно быть сделано детьми!»