Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»).
Интуиция обычно проявляется в неразрывной связи с особым состоянием подъема духовных и физических сил. В интуитивном творчестве это состояние известно как вдохновение. Хотя «озарение» произвольно вызвать нельзя, на опыте установлены условия, способствующие, приближающие преодоление порога сознания. Можно назвать несколько таких условий.
Необходимо зафиксировать и повторять условия задачи, которую надо решить. Сконцентрировать на этом все свое внимание. Здесь важно умение терпеливо ждать. Таким образом сознание подготовится к прыжку, за которым последует результат.
Еще одним важным условием является отказ от стереотипов и клише. Сознанию нужен воздух, а не шоры предубеждений и предрассудков.
Помогает в поиске интуитивного решения и периодическое переключение на другую, в особенности контрастную деятельность. За время такого отдыха порог может снизиться настолько, что возвращение к задаче сразу приводит к ее решению. Но тем не менее необходимо устранить отвлекающие факторы, действующие не в перерывах, а в процессе работы над задачей. Кроме того, надо стараться уменьшить энергетические затраты — «ядро» задачи должно быть представлено в наиболее экономной, компактной и наглядной форме (четкий почерк, размещение на меньшем пространстве, хорошее освещение, удобная поза и т.п.).
И не стоит забывать о том, как важен физический отдых. Переутомление, от которого страдает большинство менеджеров, может существенно снизить интуитивные способности. Творческим успехам и той самой креативности, которой часто не хватает в рутинной деятельности, способствуют избыток сил и здоровье. Тут стоит задуматься о правильной организации личного времени. Самодисциплина и четкий график помогут усилить концентрацию мысли, а значит, приведут к решению проблемы.
Часто последним толчком к озарению становится подсказка. Широко известен пример из биографии Ф.А.Кекуле: сцепившиеся в кольцо обезьяны подсказали ему кольцеобразную структуру формулы бензола.
Любой творческий человек во многом своему успеху обязан интуиции. Успешные исследователи и менеджеры знают, что многие существенные научные выводы и оригинальные деловые решения принимаются не только с помощью рационально-аналитических методов, но и с помощью интуитивных озарений.
Швейцарский психотерапевт Макс Люшер считает, что любой человек в состоянии развить в себе интуицию. Помимо тех шагов, о которых мы уже говорили выше, необходимо научиться полностью отдавать себя творческой задаче и исключить переоценки себя (самовосхищение, высокомерие и т.д.) и недооценки себя (сомнение в себе, чувство неполноценности и т.д.).
Четыре нормальных чувства себя — это самоуважение, уверенность в себе, внутренние удовлетворение, внутренняя свобода. Разумеется, они не являются вечным достоянием. Нормальные чувства себя находятся в постоянном динамическом процессе. Они превращаются в негативные «атрибуции», если вместо уверенности в себе появляется «приобретенная беспомощность» или депрессия, если вместо самоуважения закрепляется приобретенное чувство неполноценности. Неправильные чувства себя блокируют интуицию, поэтому так важна каждодневная тренировка по приведению себя в состояние четырех нормальных самоощущений.
По мнению Люшера, тот, кто способен к мышлению, основанному на воображении, кто может выразить свои фантазии художественными или музыкальными средствами, тот обладает художественной интуицией. Человек, создающий художественный образ, будь то художник, композитор, архитектор или писатель, черпает материал для своих произведений из богатства собственных переживаний. Они находятся в распоряжении творческой личности, если человек намеренно, с постоянной настойчивостью поддерживает в себе установку на поиск. Кто живет в непрерывном творческом процессе, может согласиться с Пикассо: «Я не ищу, я нахожу».
Чем больше мы сможем освободиться от личной стесненности и оценочных чувств, чем внимательнее и искреннее мы будем, тем отчетливее мы будем воспринимать наши переживания-гештальты. Чем яснее будут наши представления-гештальты, тем вероятнее, что эти два полюса зажгут искру интуиции.
Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка
Том Бьюжек, профессиональный психолог, занимающийся вопросами мышления и увеличения возможностей памяти, разработал несколько упражнений для концентрации внимания. Попробуйте их выполнять, когда вы собраны и чувствуете себя на высоте, и в те моменты, когда вы рассеянны и вам немного не по себе.
Рабочие циклы. Когда будете мыть посуду, сэкономьте свое внимание за счет разделения процедуры на рабочие циклы. Например, приготовившись помыть ложку, мысленно дайте себе команду «старт». Мойте ложку, уделяя этому столько внимания, словно вы делаете хирургическую операцию на мозге. Закончив с ложкой, положите ее на сушилку и мысленно произнесите «стоп». Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс.
Мысленные перерывы. Положите перед собой на стол маленький предмет, например монету, карандаш или листок бумаги. В течение пяти минут удерживайте свое внимание на этом предмете. Каждый раз, когда ваше внимание будет переключаться на что-то еще, плавно возвращайте его назад, к выбранному предмету. Сосчитайте, сколько раз ваше внимание совершило такие скачки.
Мозговые импульсы. Медленно ведите карандашом по чистому листу бумаги. Сконцентрируйте все свое внимание на том месте, где кончик карандаша переходит в линию. Каждый раз, когда ваше внимание будет уходить в сторону, рисуйте мозговой импульс: отмечайте это место всплеском на линии. Когда вы приблизитесь к краю бумаги, повторите еще раз. Как долго вы можете вести линию внимания ровно?
Центр вселенной. В следующий раз, когда вы будете ехать в метро или на автобусе и вам захочется убить время, посмотрите по сторонам и выберите какой-либо объект, например рекламный плакат, чей-то затылок или пятна на потолке. В течение пяти минут фокусируйте свое внимание на выбранном объекте, забыв про все остальное. Пусть на эти пять минут для вас во всей вселенной больше ничего не будет существовать. Даже если вам захочется подумать о других вещах, продолжайте удерживать внимание на выбранном объекте. Только после того как время закончится, расслабьтесь и посмотрите по сторонам.