Уметь повлиять на собеседника, убедить в своей правоте, воздействовать на сознание людей — это целое искусство. И счастлив тот, кто им овладел. Такой человек имеет огромное преимущество во всех сферах жизни, связанных с коммуникацией, общением, переговорами. И для овладения этим искусством в первую очередь надо научиться разделять ситуации, в которые мы попадаем, по двум основным категориям.
Первая категория — ситуация цивилизованной полемики. Характеризуется она тем, что здесь главная ценность — это найти истину, которая, как известно, рождается в споре, найти правду и здравое зерно. Вторая категория — ситуация полемического боя. И главная задача здесь — это вовсе не найти истину, а совсем другая. Догадались, какая? Правильно — выиграть. Любым способом победить своего оппонента, психологически уничтожить его и раздавить вместе с его позицией.
Отсюда и разные методы ведения таких полемик. Для первой категории метод ведения полемики можно назвать «Умный Диалог». В этом случае важно исключить категоричность, т. е. осознавать, что ваша точка зрения может быть ошибочной, даже если пока вы в ней уверены. Важно отличать эти два понятия: уверенность в своей правоте и категоричность. Уверенность в своей правоте — это убежденность в своем мнении, но без претензий на абсолютную истину. А категоричность — это непринятие любого мнения, кроме своего, и, по большому счету, категоричность является признаком недалекого ума.
Получается некая двойственность вашей позиции. С одной стороны, вы должны быть уверены в своем мнении, уметь убедительно аргументировать, убеждать и влиять на собеседника голосом, поведением и содержанием. Но в то же время, с другой стороны, быть открытым к собеседнику, отказаться от категоричности, не претендовать на абсолютную истину, уметь прислушиваться и принимать другое мнение. Умный диалог — это именно диалог в полноценном смысле этого слова, то есть важно внимать собеседнику и оценивать реальную силу контр-аргументации, давая шанс оппоненту показать вам другую сторону медали. Если собеседник будет достаточно убедителен и содержателен, то мудро будет признать, что скорее прав он.
Для второй категории — ситуаций полемического боя метод ведения можно назвать скорее по-суворовски «Быстрота и Натиск». Ведь главное здесь — это победить, причем, кто победил, определяется не вами и не оппонентом. Кем же, спросите вы? Зрителями, читай, судьями, как в боксе. Полемический бой — это всегда игра на публику. (Иногда на виртуальную публику, когда сам же себя со стороны и оцениваешь). Побеждает тот, кто лучше выглядит в глазах публики и судей, как в спорте. Здесь уместна прямая аналогия с боксом. Кто больше провел ударов, кто сильнее и хитрее ударил, кто лучше нападал, лучше защищался, тот и побеждает.
Эти две категории нельзя путать. К примеру, вы ведете пресловутое обсуждение с женой, куда ехать в отпуск, на Черное или на Белое море? Вам надо сейчас решить, где всей семьей лучше отдыхать? Причем она хочет на Черное море, а вы на Белое. Если вы мастер полемического боя, то, возможно, вы ее задавите своей быстрой мысли и натиском интеллекта (ну, или она вас). И всем зрителям, друзьям, теще и детям через десять минут будет понятно, куда ваша семья поедет летом. Но, догадайтесь с трех раз, чем обернется такая победа вам в ближайшем будущем. Совершенно верно — ухудшением отношений. Для ситуаций полемического боя отношения с оппонентом — это не ценность. Как для боксера неважно, что о нем думает его побежденный соперник с откушенным ухом, и как дальше отношения у него с этим побитым недоумком сложатся. А вот с близким человеком взаимоотношения находятся на первом месте!
Поэтому там, где не победа, а отношения являются главной ценностью, методы полемического боя и бокса не подходят. Здесь нужно вести беседу только в режиме «Умного Диалога». Аргументировать, чем твой вариант лучше, выслушать ее вариант, обратить внимание на мешающие делу эмоции, призвать к рациональному решению. Выписать, в конце концов, все плюсы и минусы на бумаге, взвесить их между собой, убедиться, что ты правильно понял другую сторону и что собеседник, в свою очередь, тебя услышал и тоже принял к сведению.
Как говорил монтер Мечников из «Двенадцати стульев», когда договаривался с Остапом умыкнуть из театра казенную мебель — «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон…». Так и умный диалог предполагает взвешенную договоренность, где обе стороны в целом удовлетворены результатом и не таят камня за пазухой. Уместная аналогия на подобные ситуации — это знаменитая концепция «выиграл — выиграл», когда обе стороны не в обиде. Соглашусь, что даже с близким человеком не всегда получается договориться, убедить в разумных вещах и призвать к правильному решению. Но это вопрос нашей выдержки, подбора аргументации, умения найти подход. Это, как я говорил, искусство. А искусство штука тонкая.
Также и наоборот. Не везде искусство «Умного Диалога» подходит. Если вы ведете полемику, например, с Жириновским или другим агрессивным персонажем, такую полемику называть цивилизованной уже нельзя. Есть люди, которые не настроены искать истину и не склонны к диалогу, а имеют на все случаи жизни только одно (свое) правильное мнение, и с ними надо играть по их правилам. То есть по правилам боя. Полемического боя. Боксерского поединка. На ринге деликатничать и внимать правоте оппонента не стоит — рискуешь подставиться.
Пока ты прислушиваешься, находишь правоту и уважаешь оппонента, он ищет возможность нанести тебе удар в ухо. На ринге важно другое — позаботиться о силе и точности удара и о том, чтобы не пропустить удар самому. В бою скорее работает тактика «выиграл — проиграл», все для фронта, все для победы. Если вы имели возможность наблюдать полемические ток-шоу (а ля «К барьеру», «Поединок» и подобные), к счастью, или к сожалению, но выигрывает и срывает аплодисменты тот, кто произвел наиболее мощное впечатление на зрителей, а не тот, кто лучше знает истину.
Поэтому в ситуации «Полемического Боя» усиливайте энергетику речи, душевную мощность и напор, не давайте себя перебивать, разрешайте самому себе перебивать оппонента, особенно если соперник слишком хорошо стал смотреться. Значение внешнего инструментария — формы речи — в этом случае возрастает. Прибавляйте уверенность и твердость в голосе, чтобы у зрителя создавалось ощущение вашей силы и правоты, увеличивайте амплитуду жестов с символическим захватом пространства, добавляйте звучания и заполнения голосом пространства — вас должно быть много!
Здесь уже актуально ваше умение работать в режиме «Быстрота и Натиск». Важно отбросить излишнюю деликатность, ведь зрители хотят зрелищ и красивых побед! И, если уж вы сделали выбор, ввязались в такую ситуацию — надо идти до конца. Здесь проверяется ваше личное мастерство мгновенно находить сильную и убедительную аргументацию, это испытание на креативность и остроту мышления, умение делать неожиданные высказывания, находить нестандартные ходы.
Это уже жесткое искусство с акцентом на интеллектуальную бронебойность вашего мышления, умения своей уверенностью сломить сопротивление оппонента. Девиз таких ситуаций — мы мирные люди, но наш бронепоезд уже вышел с запасного пути! С оппонентами, которые понимают только язык силы надо действовать по принципу: «Ты хотел войны, и ты ее получишь». Это еще и соревнования на выносливость, выдержку и умение держать удар в условиях стресса, который всегда дают подобные соревнования. Но если вы все это выдерживаете, наградой становится повышение вашей личной харизматичности, уважения и лидерского статуса в глазах окружения. А это тоже ресурс, который дорого стоит!