Порой для достижения успеха не хватает самой малости. Что и говорить, сколько людей не сделали открытие, хотя были от него в двух шагах, не разгадали тайну, держа в руках ключ! Считается, что ничего не добивается тот, кто лишь выполняет приказы. Однако и некоторые трудоголики, несмотря на громадные затраты энергии, абсолютно ничем не отличаются от неудачников. Так где же, в какой плоскости лежит вожделенный успех.
Ответ на этот вечный вопрос до гениальности прост: успех лежит за гранью привычного, обыденного, суетного. Не верите? Попробую доказать это на простых житейских примерах, попутно выделив те моменты, на которых стоит сконцентрировать особенное внимание.
Неординарное мышление
В любом деле, каким бы примитивным оно ни казалось, необходимо мыслить творчески. Довели трудовой процесс до автоматизма и чувствуете себя машиной? Смело ставьте крест на своей успешности. Возьмем самую незатейливую работу: допустим, вы моете пол. Тогда делайте это лучше и быстрее всех, ищите свой фирменный рецепт. Да-да! Один портной-брючник в советские времена изобрел оригинальный способ гладить сшитые им вещи. Он смачивал их раствором собственного сочинения — смесью из мыла, уксуса и чего то еще (естественно, это был его секрет.) Штаны носились на удивление долго, стрелки всегда сохраняли первоначальный вид. К брючнику постоянно стояла очередь. В общем, старайтесь в вашей, возможно, до боли знакомой деятельности найти место чему то новому, интересному, даже неординарному, позволяющему вам выделиться из толпы.
Подобный подход актуален и в процессах, хоть немного связанных с интеллектом. Очень популярен в западных компаниях, а также в Японии (стране, падкой на все передовое) такой прием, как проведение для сотрудников лекций на какую нибудь отвлеченную тему. Например, менеджерам по продажам продовольственных продуктов рассказывают об истории архитектуры. Казалось бы — зачем? Однако в погоне за прибылью рассчитан каждый шаг. Лекции нужны для того, чтобы банально развивать творческий потенциал работников, подталкивать их к инновационным бизнес-решениям. Зацикливание на одной специальности, как известно, делает личность однобокой, не видящей дальше своего носа. А аналогии из других сфер способны расширить рамки привычного мышления, изменить его. За примерами далеко ходить не будем. Допустим, в литературе: какое точное представление о предмете дают сравнения из совершенно иной, казалось бы, области… Такое абстрактное знание необходимо не только в тех профессиях, где не обойтись без креативности, но и в любой отрасли, уверяю вас. Поэтому для поддержания неординарности мышления проявляйте интерес к различным сферам.
Что понадобится в современной жизни
Помимо знаний по основной специальности человеку, который стремится к успеху, совершенно необходимы:
— Хорошее знание компьютера. Это не просто веяние времени — это действительно настоятельная потребность, даже если по роду деятельности вы пока никак не связаны с детищем Билла Гейтса… Не успеете оглянуться, как будет компьютеризировано абсолютно все. Уже сейчас в некоторых странах книги можно получать из библиотек на частный ПК.
— Владение иностранными языками. Трудовой процесс активно интернационализируется, и знание английского, немецкого и французского языков одновременно уже не выглядит чем то экстраординарным. Кстати, тем, кто хорошо знает два языка, третий, четвертый, пятый и так далее даются уже не так тяжело. Особенно если работать в зарубежной компании и постоянно общаться с носителями языка. Используйте эту возможность. Даже если поначалу вы станете делать много ошибок, не стесняйтесь, говорите. Те, для кого данный язык, как и для вас, не является родным, не особенно замечают огрехи. Например, русский и китаец не слышат ошибок в английской речи друг друга.
— Умение водить автомобиль. «А это зачем?» — спросите вы. Так же думала профессор одного нашего университета, пока не отправилась читать лекции по русской литературе в США. Там ей дали ключи от машины и показали на карте, как добраться до учебного заведения. Никакой другой транспорт туда не ходил, а водитель преподавателю не полагался… Вернувшись в Москву, в свои 60 лет она первым делом записалась на курсы вождения. Два слова поддержки хочется сказать именно женщинам. Не переживайте, что мужчины над нами порой смеются! По статистике, дамы ездят аккуратнее, правила нарушают реже, а после 30 лет вообще водят машину на пять с плюсом. Как-то имела честь наблюдать езду нашей многократной олимпийской чемпионки Ирины Родниной. Шумахер отдыхает!
Работа над образом. Имидж
Часто бывает так, что мы выполняем свои непосредственные обязанности хорошо или очень хорошо, а иногда и лучше всех, но, к сожалению, не ходим в передовиках производства, тогда как в откровенно ленивом сослуживце начальник просто души не чает! Почему? Проследите за действиями конкурента внимательнее. Он тонко чувствует, когда руководство в настроении, а когда подходить не стоит. Что и когда можно говорить, а что нельзя. Одним словом, психолог. А как действуете вы? С флагом и на баррикады? Нет уж, друг мой, такое положение вещей неприемлемо для успешного продвижения по службе. Вам следует хорошо изучить азы межличностного общения! Они пригодятся и при устройстве на новое место. Не секрет, что на каждом предприятии свои нюансы, и практически всему приходится учиться заново. Что побеждает? Знание психологии.
Одному моему знакомому на решающем собеседовании дали понять, что по своим данным он не совсем отвечает обозначенным требованиям. Другой бы расстроился и ушел. Но он из любопытства решил посмотреть, что будет дальше, и стал потихоньку копировать жесты, движения и даже дыхание интервьюера (в какой то брошюре по психологии он читал про такой «трюк»). В результате разговор незаметно стал более доверительным, и принимающая сторона решила отправить претендента на месячную стажировку в Швейцарию, на головное предприятие фирмы. Самое интересное, что после возвращения знакомый занял более высокую должность, поскольку и в Цюрихе он углубленно изучал не только свою основную специальность, но и психологию.
Самого пристального внимания заслуживает и новое увлечение менеджеров высшего звена — актерское мастерство. Автор не предлагает вам начать лицедействовать, вместо того чтобы выполнять свои непосредственные обязанности. Красиво спев под гитару или отменно станцевав на корпоративной вечеринке, вы не завоюете прочный авторитет.
Актерское мастерство понадобится в повседневной деятельности для управления своими эмоциями. Вспомните, сколько проблем приносит нам неумение контролировать себя! Однажды на сцене Дома журналистов выступала актриса, а за стенкой кто то надоедливо бубнил по телефону. Какое же нужно было иметь терпение, чтобы не отвлекаться и работать?! Да еще как! Зрители с первых минут забыли о помехе. Изучение данного предмета поможет быстро и эффективно добиваться целей и создавать себе необходимое для успеха позитивное настроение.
Актерство постоянно присутствует в наших делах. Допустим, на завтрашнее собеседование вы намерены одеться строго и дорого, желая произвести нужное впечатление… Разве это не костюмированное вхождение в образ толкового претендента на должность! Кто не знает, как важно в такой ситуации достойно себя презентовать и как это порой трудно… Вам на помощь обязательно придут навыки актерского мастерства.
Отдельно необходимо сказать и об ораторском искусстве. Оно пригодится на собеседовании, совещании, конференции, выставке, в отчете или докладе руководству. Ах, вы не любите выступать! Что делать — успех без этого невозможен. Представьте, вы сделали важное открытие, но преследующим вас журналистам ничего толкового сказать не в состоянии… Нужно научиться говорить не только легко и свободно, но и убедительно! Все получится, если тщательно подготовить тему, интонационно разбить текст и свободно пересказывать его (а не читать по бумажке!). Естественно, неизбежно некоторое волнение, особенно в незнакомой обстановке. Настройте себя соответственно: ваше выступление не конец света, а еще одна, причем непременно положительная страница карьерной биографии. Распишите свои действия по пунктам, это поможет понять, что ничего страшного в грядущей речи нет. Допустим, вы вышли к аудитории и не можете сосредоточиться. Скажите что то смешное, подходящее к ситуации. Один известный инженер из Калифорнии как то совершенно искренне заявил публике, что «абсолютно не ожидал увидеть столько внимательных и сосредоточенных, а главное, очень умных лиц». В зале моментально установилась теплая рабочая атмосфера. В ораторском искусстве есть много интересных приемов, которые хорошо бы взять на вооружение.
Бесспорно, быть успешным, но неизвестным нельзя. Поэтому наш следующий пункт — самореклама. Не пошлое позерство: вот я какой! Вы должны быть известны как профессионал высокого класса в кругу коллег и даже за его пределами. Больше активности: выступайте на совещаниях с дельными предложениями, пишите в специализированные журналы статьи по своей тематике. Не ждите у моря погоды. Буквально на моих глазах разыгралась трагедия. Один преуспевающий специалист, большой умница, ушел с предприятия со словами: «Вы еще обо мне пожалеете!» И сел дома у телефона ждать крика: «вернись, мы на все согласны!» Увы, про него забыли, взяв другого — не такого умного, зато покладистого человека. Приятель же, вместо того чтобы искать новое место, заявить о себе, обиделся на весь свет и слег с инфарктом. Говорят, незаменимых людей нет. Так вот, задача саморекламы — сделать вашу драгоценную персону незаменимой.
И последний нюанс: к успеху нужно быть готовым. А для этого необходимо следить за здоровьем и внешностью. С первым ясно, а вот над вторым придется работать. Однако нет причин срочно бежать к пластическому хирургу! Достаточно следить за гигиеной (как известно, чистота — лучшая красота, что бы об этом ни говорили). И еще — не уродовать себя одеждой. Известная французская актриса Симона Синьоре признавала только элегантные костюмы. Дело в том, что недостатком ее фигуры был небольшой животик, а пиджаки его скрывали. Зная особенности своего телосложения, постарайтесь не носить то, что вас явно портит. Тщательно подбирайте размер, обращайте внимание на проймы рубашек и блузок. Сейчас нет недостатка в фасонах и размерах. Лучше забудьте о времени и перемеряйте все, что есть в магазине, чтобы в итоге купить действительно идущую вам вещь. Такая обязательно найдется, и не одна. К процессу выбора рабочей одежды подойдите творчески. Например, выданную форму один охранник отнес в ателье и перешил по фигуре. Выглядит он теперь на все сто! Так что и здесь пригодится неординарное мышление. Успехов!
Елена Ишутина