Тема риторики и ораторского мастерства традиционно вызывает множество вопросов. На самые частые и типичные вопросы отвечает профессионал ораторского искусства, Дмитрий Устинов. Вопрос задает Олег, 30 лет, город Москва.
Вопрос 1: Читая на вашем сайте отзывы о тренингах, я вижу, что люди, которые туда приходят, так или иначе применяют навыки выступления в своей работе. Полезен ли будет данный тренинг для меня, если моя работа никак не связана с какими-либо выступлениями?
Ответ Дмитрия Устинова: По первой позиции вопроса. Я не знаю род Вашей деятельности, но люди, которые приходят, чаще всего применяют навыки в своей профессиональной жизни — и таких людей много, и они наиболее замотивированны, поскольку это их дело, их работа, которая связана с публичным выступлением и успех в этом деле во многом зависит от ораторского мастерства. Среди них преподаватели, руководители, продавцы и так далее. Однако, сейчас очень много «неречевых» на первый взгляд специальностей, где навыки ораторского мастерства все равно задействуются: менеджер, администратор, врач, бизнесмен… По речи судят о человеке и, во многом, благодаря искусству речи, складывается представление о человеке, его влиятельности, силе, его харизме.
Например, взять того же врача, для которого, казалось бы, речь не имеет значения. Однако, вспомните: кого-то из врачей приятно слушать, кто-то может убедительно донести до тебя мысли, с кем-то просто приятно общаться, кого клиенты любят, а есть наоборот, специалисты, которые двух слов связать не могут — и уже не хочется к нему идти. Такому врачу труднее завоевать доверие и контакт с пациентами, его меньше ценят и меньше уважают. Надеюсь, не надо объяснять, как доверие, уважение и харизматичность врача связано с его доходами. Пожалуй, неактуален подобный тренинг только для людей таких профессий, как токарь, фрезеровщик, штамповщик 5-го разряда, хотя и они могут использовать речь себе на благо.
Кроме того, ораторское мастерство актуально не только для профессиональной деятельности, но и для общения, для личной и общественной жизни. Общение, как правило, проходит в режиме диалога — мы говорим, мы слушаем, опять говорим, опять слушаем. Так вот, когда мы открываем рот и начинаем говорить, мы становимся ораторами. И даже один человек перед нами — это частный случай аудитории и частный случай ораторского мастерства. Более того, в жизни мы всегда занимаемся «торговлей», в широком смысле этого слова: хотим себя «продать» подороже, других «купить» подешевле. Один из инструментов, помогающий нам в этом — это наша речь. По-сути, речь — это инструмент самопродвижения человека во всех сферах жизни, где хоть как-то задействован язык.
И последний аспект. Речь — это творчество, которое приносит удовольствие. И люди, которые занимаются на тренинге, хорошо это осознают и прикасаются к этому виду искусства вживую. К сожалению, в нашей жизни творчества не так уж много, и совместить приятное с полезным, развивая речь как инструмент и как ресурс творческого удовольствия — наша совместная задача на тренинге.
Вопрос 2: Я не могу сказать, что я человек не образованный — я много читаю книг, читаю книги с богатой лексикой. Но при этом в речи, я использую довольно узкий спектр слов. Я восхищаюсь людьми, которые используют самые разные понятия, слова, могут красиво говорить. Очень хотелось бы тоже так научиться. Как-то можно развить это?
Ответ Дмитрия Устинова: Ваше желание понятно, нет ни одного человека, который бы не задумывался — как говорить, говорить красиво, увлекательно, как покорить своей речью любого слушателя и нравиться людям. И если бы это искусство было бы простым и доступным, то каждый житель планеты был бы уже Цицероном, блестящим оратором, и все люди стали бы обаятельны, а мир бы наполнился потоком благозвучной и прекрасной речи, которую хотелось бы слушать бесконечно.
Однако наш мир наполнен тем, что можно услышать из уст обычного россиянина у ларька или на заводе. Почему? Потому что искусство покорять сердца речью и жечь глаголом доступно далеко не всем, а лишь избранным. Все умеют говорить — но умеют говорить как все. Все знают слова — но использовать их силу могут не все. Все хотели бы влиять на других, но чаще другие влияют на них.
Владение словом — это и наука, и искусство одновременно, которое требует временных и волевых инвестиций. Это похоже на английский язык. Мало захотеть его изучить, надо еще и приложить некие значимые усилия, иначе так и останешься на уровне: «Лондон из зе кэпитал оф Грейт Бритэйн…».
Поэтому, только первый этап в своем росте — это восхищение людьми, которые владеют словом на высоком уровне, а второй — это умение подтянуть свою речь на их уровень. В жизнь всегда встречаются люди, у которых можно учиться и умный человек всегда так и делает. И это не зазорно.
Знаете, есть такая поговорка — каждый человек учитель для каждого. А уж люди, добившиеся успеха, тем более достойны того, чтобы у них учиться. Если вы внимательны, вы всегда заметите, чем отличаются и что используют успешные люди, в данном случае, в ораторском мастерстве, что позволяет им смотреться на голову выше других? И в заданном изначально вопросе уже заключен и один из ответов. Ответ не единственный, но являющийся базой, основой для оратора хорошего уровня. Это обладание широким словарным запасом.
Это владение обширным словарным кругозором и богатым лексиконом. Словарный запас любого человека можно разделить на активный и пассивный. Активный словарный запас — это тот лексикон, которым человек пользуется, те слова, которые у него на языке. Пассивный словарный запас — это слова, которые он понимает, но в жизни не использует. Здесь тоже пригодиться аналогия с английским языком. Есть понятие — «синдром английской немоты», когда человек речь иностранца понимает, но вступить в разговор не в состоянии, мешает слабый активный словарный запас, собственному языку иностранные слова еще слишком непривычны.
Также и в родной речи, активный словарный запас намного меньше пассивного! Пассивный словарный запас человека с нормальным средним образованием составляет около 40000 слов и это цифра неплохая — книги он читать может, информацию воспринимает. Но активный словарный запас человека обычного составляет всего лишь около 2000 слов! То есть в его лексиконе звучат гораздо меньше слов, которые он в реальности знает. В результате, даже у совсем неглупых людей речь скучна, бедна на метафоры, образы, краски и оттенки. Слушать их зачастую неинтересно, глубокое впечатление им произвести трудно. Даже многое понимая и чувствуя, человек с богатой душой, но бедным лексиконом не в состоянии все это богатство выразить так, как оно достойно, во всей палитре и многообразии. Для сравнения, у знаменитого драматурга Вильяма Шекспира в арсенале было 15000 слов, у нашего великого поэта А. С. Пушкина было 21000 слов!
У человека с высшим образованием и хорошей эрудицией дела обстоят получше, у него в активе уже не 2000, а около 8000 слов. Это, конечно, радует, но все равно нам с вами еще учиться и учиться у классиков. Я всегда на тренингах говорю — одно дело понимать мысль и иметь, что сказать, а другое уметь ее выразить!
И это возможно только для человека с богатым активным запасом.
Если вы себя ловите на скудном для вашей бессмертной души лексиконе, то приложите усилия к его развитию с помощью предлагаемых упражнений.
Упражнение 1. Читать. Не буду оригинален, но надо читать, и через чтение расширять свой пассивный, для начала, а далее и активный словарный запас. Скажите твердое «нет» телевизору, хотя бы раз в неделю, и посвящайте время великому и могучему. Читать желательно не бульварные романы и быстрорастворимые детективы, а наших литературных монстров прошлого — Толстого, Достоевского, Чехова… Ну, из современных великих — Пелевина, Веллера…
Упражнение 2. Чтение книг вслух. Смысл в том, что при чтении вслух речевой аппарат «присваивает» ранее непроизносимые слова, делает их своими и включает в актив. Они уже с большей вероятностью будут и далее использованы вами в жизни. Что используется — то активизируется.
Упражнение 3. Изложение вслух. Все мы в школе писали изложения. А теперь расскажите устно главу только что прочитанного текста из книги воображаемой публике. Делайте это живым, разговорным языком, но максимально близко к лексикону автора. Так вы заставите свой речевой аппарат использовать больше слов, чем обычно.
Упражнение 4. Найдите любую картину и изложите ее виртуальному (а лучше, реальному) собеседнику, который ее не видит. Изложите максимально красочно, подробно, детально, описывая и то, что вы видите, и чувства, которые она рождает, и мысли, на которые она наводит. Если вы продержитесь на «Боярыне Морозовой» 15 минут, не повторяясь по мыслям и по лексикону, это будет неплохим результатом.
Упражнение 5. Возьмите какие-либо понятия, например, «мужчина», «женщина», «автомобиль», «дом», а потом скреативьте и запишите к каждому слову синонимы, примерные аналоги, которыми можно это слово заменять. Синонимы приблизительные, допустимые в каком-то новом контексте. Например, «мужчина» — это парень, мальчик, муж, чувак, приятель, пацан, герой, любовник — и так далее. Поставьте задачу — найти не менее 20 заменителей на каждое из заданных слов.
Упражнение 6. Возьмите любой известный стих или песню, например, «В лесу родилась елочка» или «Однажды в студеную зимнюю пору» и сделайте перевод. Точнее, сделайте новую редакцию стиха, меняя каждое слово текста на примерный синоним (по принципу из «Упражнения 5»). Если хватает креативности и есть выбор, то постарайтесь сохранить его ритмический рисунок. Должно получиться доселе неизвестное, но тоже красивое стихотворение с сохранением первоначального смысла.
Разумеется, активный словарный запас это только одна из составляющих ораторского мастерства. Если вы этой темой интересуетесь всерьез, то рекомендуем повысить свой ораторский уровень на тренинге «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», который уже прошли тысячи людей, использующих свое мастерство для жизни и успеха.
Желаем вам покорять любых слушателей!