Добрый день, Дмитрий! Благодарен Вам за Ваши тренинги. Мне очень помогли курсы «Риторика» и «Победители». Мне легче вести собрания на службе, легче оппонировать. Однажды вернул деньги за недобросовестную консультацию, вдохновляясь алгоритмом мягкой и жесткой конфронтации. Но беспокоят те моменты, которые не получаются. Нужны консультации на предмет «Доброе сердце/слабые нервы». Есть конкретные задачи:
1. Нужно срочно уволить сотрудника, который, хотя и хороший специалист, не стал помощником, а наоборот, стал оппозиционером и «настраивает» против меня.
2. Уволить так, чтобы другие почувствовали страх, а не только злобу.
3. Уволить так, чтобы человек винил себя, а не меня.
4. Настроить по-новому работу моего коллектива.
5. Есть задача перепрограммировать свое поведение в отношениях с подчиненными. Есть задача повысить личную эффективность. Очень мешает отсутствие системного подхода, незнание принципов и отсутствие навыков. Жду Вашего ответа.
«Здравствуй, Николай!
Мое мнение по этим позициям следующее.
1. Сначала подумать, все ли ресурсы ты использовал, чтобы он стал союзником. Ведь если человек настраивает других против тебя, значит, он чем-то недоволен. Может быть, ты ему это сможешь предложить ради общего дела. Если нет, то, безусловно, надо увольнять. Ради общего же дела.
2. Как уволить так, чтобы другие почувствовали страх, а не только злобу? Очень многое и в этом вопросе зависит от твоего психологического веса, авторитета в компании. Если авторитет достаточно высок, то никакой злобы на тебя люди не почувствуют. Сильного и значимого человека побаиваются и уважают, злиться же на него бесполезно и резона нет, люди будут чувствовать облегчение, что длань карающая их лично миновала. Своя рубашка, как известно, ближе к телу. Конечно, на словах они посочувствуют пострадавшему, поскольку это социально желаемое поведение, но в душе будут радоваться, что уволили не их. Правда, если авторитет у тебя низок и люди уже успели создать коалицию с этим антилидером (так это называется в психологии отношений), уже ассоциируют себя с ним, особенно, если его авторитет в их глазах выше, чем твой, то дело плохо. Тогда увольняя его, ты бьешь по «нашим». Но тем более это обязательно надо сделать, и решительные твои шаги твой психологический вес в их глазах неизбежно поднимут. Хотя и агрессия с их стороны будет, но это неизбежно, надо ее выдержать ради будущего.
3. Как уволить так, чтобы этот человек винил себя, а не тебя? Думаю, что это практически это нереально. Любой человек в негативных обстоятельствах своей жизни винит в первую очередь не себя, а других. Бывают исключения, мнительные и тревожные люди, склонные к самобичеванию и гиперответственности, будут винить во всем себя, но таких немного, и, думаю, твой антилидер к ним не относится. Другое дело, надо уволить человека по-человечески и без скандала. То есть вызвать один на один, показать проблему, объяснить обстоятельства, сообщить, что руководство приняло решение, выразить благодарность и надежду, что прожитые вместе годы были полезны. Как ни странно, при этом хорошо взять часть вины на себя, например, сказав, что ты не мог найти другого решения в силу недостаточной компетентности и другой руководитель, наверное, смог, а нашему коллективу не повезло и тому подобное. Смысл в том, что нормальный человек, когда при нем самообвиняются, тоже начинает чувствовать некоторую вину, что он, вроде как, тоже поставил человека в неудобное положение, и будет стремиться тоже взять часть вины на себя. Добивать лежачего, как известно, дело неблагородное. Благородно помочь ему подняться. Свой авторитет ты при этом не потеряешь, потому что этот человек уже неважен, а коллектив все равно этого не видит. У меня не про увольнения, но скорее про отказы есть еще статья на моём личном сайте:
4. Как настроить по-новому работу коллектива? Это достигается, во-первых, повышением психологического веса, а если ты способен на решительные действия, вес будет повышаться. Во-вторых, регулярным инструктажем и мотивацией на встречах с коллективом и отдельными представителями.
5. Перепрограммировать поведение, повысить личную эффективность и познать системность навыков это уже и целая наука и искусство. Если эта тема тебя интересует всерьез, рекомендую тренинг моей коллеги Ольги Паратновой «Управление персоналом» в Центре «Синтон».
Успехов!
Дмитрий Устинов»