Автор: Павел Зыгмантович
Недавно сотрудница поделилась — муж не дарит цветы. Соответственно, вопрос — что с ним делать? Оставляя в стороне мысль о том, что что-то делать с кем-то можно, только если он «спит, пьян, под наркозом», я поинтересовался, как она просит мужа о цветах.
Оказалось, вполне адекватно: «Смотри, какие красивые цветы понёс тот парень. Я бы была очень рада, если бы ты тоже дарил мне цветы». Обычно же «простят» так: «Ты почему мне цветы не даришь? Ты, что, не любишь меня совсем? Вот! Говорила мне мама — не надо за тебя замуж, всю жизнь мне испортил! Лучшие годы на тебя потратила!». Ну и как-то так дальше.
Но вернёмся к моей сотруднице. Если просит она вполне толково, то в чём же дело? Почему муж не дарит цветов?
Следующий мой вопрос и ответ на него расставил всё по своим местам. Я спросил: «А ты сама ему что-то даришь?». Надо было видеть глаза девушки, когда она услышала этот вопрос… Короче, изумление было не передаваемым.
Когда дальше мы начали разбираться, вырисовалась любопытная картинка. Моя сотрудница, когда формулирует желания относительно действий своего мужа, находится в позиции маленькой девочки.
Поясню. Вот мальчик и девочка, одногодки, вместе играют в игрушки. Обоим примерно по четыре годика. И тут им обоим нужна одна и та же игрушка, они начинают ее друг у друга отнимать… Если побеждает девочка, а мальчик пытается на это пожаловаться взрослым, то ему говорят «девочкам нужно уступать» и победа достается девочке. Если же побеждает мальчик, то девочка подключает взрослых, и те заставляют мальчика отдать игрушку все с той же фразой «девочкам нужно уступать», тем самым лишая его выигрыша. Победа опять за девочкой.
Но это еще не финал пьесы. Часто — даже не кульминация.
Девочка, будучи сначала обижена, потом, получив таким образом незаслуженную победу, начинает злорадствовать и дразнить мальчика и никому из взрослых не приходит в голову пресечь этот процесс унижения.
И вот мальчик сидит, чувствует себя униженно, и… Что он хочет сделать? Чтобы вы хотели сделать на его месте?
Разумеется, мальчик злиться и хочет компенсировать нанесенный ущерб. Чаще всего, он стукает девочку. Тут же — плач, крики, мальчика наказывают еще сильнее и при этом говорят «девочек бить нельзя».
Короче, как ни крути, а девочка в такой ситуации чаще всего оказывается в выигрыше. Причём — и это очень важно — она выигрывает не потому, что умная, хитрая, сильная, ловкая, быстрая, смелая, красивая, дружелюбная. Нет. Она выигрывает просто потому, что девочка.
Прикиньте, как это искажает её восприятие реальности? Для сравнения представьте обратную ситуацию. Чтобы мальчик не сделал девочке, ей говорят — не смей отвечать, это же мальчик! Поблагодари его книксеном и радуйся, что цела осталась. Представляете, какие мужчины вырастут из таких мальчиков?
Вот-вот…
А именно так и происходит. Результат очевиден. Девочка выучивает урок и начинает совершенно, абсолютно, тотально, искренне считать, что ее желания главнее и что мальчиками, а позднее мужчинами, можно беззастенчиво и безнаказанно пользоваться.
А когда мужчина не хочет, чтобы им пользовались, саботирует или отказывается, девочка обращается к психологу: «Помогите, расскажите, что с ним делать?».
Кстати, я своей сотруднице добавил ещё один вопрос. Звучал он примерно так: «Если ты хочешь, чтобы он заботился о тебе так, как тебе нравится, то готова ли ты заботиться о нём так, как этого хочет он?». Ответ, разумеется, был отрицательный.
То есть представить себя на месте мужа она не просто не может — не хочет. Зато очень легко требует такой заботы к себе. Она не дарит мужу подарков, но он ей цветы дарить обязан. Просто потому, что она его жена, а он её муж.
Вот хоть режьте меня — я не считаю такое положение вещей здоровым. И не потому, что это девушка требует такого пиетета к себе. Мне вообще очень опасными кажутся отношения, основанные на неравенстве. Кто бы с кем ни был неравен.
Выход? Да простой выход. Надо понять и принять всем сердцем — если она твоя жена, то она не обязана готовить тебе ужин, когда ты приходишь на два часа раньше с работы, чем она. Она не твоя прислуга, которая обязана это делать.
Если он твой муж, то он не обязан дарить тебе каждый квартал по шубе. Он тебе не папа, который обязан одевать своего ребёнка.
Вы оба — равнозначные части одной системы. И если хотите, чтобы система эта жила и процветала, то заботьтесь друг о друге равноценно.
Вот тогда что-то получится. А пока идёт глупое «я женщина, и поэтому он обязан», «я мужчина, и поэтому она должна» — счастья не будет. Зато у меня и у моих коллег-психологов будет много работы.
И не скажу за всех, но, ей-богу, сам я был бы рад, если бы ТАКОЙ работы было меньше.