Автор: Марианна Збронская
Когда вы видите человека в состоянии болевого шока, у вас не возникает сомнения, что такому человеку нужна помощь и что-то, что с ним происходит — есть не что иное, как защитная реакция организма на боль (в данном случае физическую), которую он не может вынести.
В сущности, трансовое состояние или лучше всё-таки «жизнь на автомате», или неосознанное состояние, о котором вы спрашиваете — это то же самое: реакция организма на боль душевную или, часто, на предчувствование, предвидение этой боли. Далеко не каждому под силу бывает столкнуться с глубокими несоответствиями между своим внутренним миром (представлениями о жизни, ожиданиями от неё и от себя в ней) и реальностью.
У каждого человека есть свое представление, полученное опытным путем, о том, какие чувства и до какой степени их накала он способен пережить осознанно. И как только внутренняя эмоциональная картина выходит «за рамки дозволенного», срабатывает «тревожная кнопка» и включаются механизмы экстренной защиты. Когда же это происходит слишком часто (например, в ситуации длительного хронического стресса) эти механизмы попросту перестают выключаться (не успевают). А поскольку такое «зависание» защит в постоянно включенном состоянии случается обычно довольно рано — в пору «нежного возраста» — опыт начинает подсказывать человеку, что так жить безопаснее.
Многим людям, конечно, нужна поддержка в момент встречи лицом к лицу с реальным миром и своими реальными чувствами. Однако, большинство просто не догадываются, что могут это вынести, они никогда не подвергали проверке этот свой ранний опыт, у них нет представления о том, что глубокое осознанное проживание данных природой чувств — всех, без деления на плохие и хорошие — делает жизнь полнее и богаче.
Когда-то давно, в пору подготовки ещё к «Рождению женщины» я нашла в интернете замечательную фразу, очень уж она мне понравилась, авторства, к сожалению, мировая паутина не сохранила: «Устрицу трудно ранить. Крепкая скорлупа защищает ее. Однако такой изолированной безопасной жизни трудно позавидовать. Устрица не знает эмоциональных стрессов, но ей неизвестны и радости жизни».
Чтобы жить полной жизнью, достаточно принять тот факт, что никто из нас не застрахован от неприятностей, и быть готовыми прожить сильные и яркие чувства. Многие нуждаются в более толстой и прочной «эмоциональной коже», но жесткий панцирь не нужен никому. Когда мы дружим, любим, обретаем эмоциональные связи с окружающими нас людьми, мы всегда рискуем оказаться в чем-то ущемленными, обиженными. И можем избрать одну из двух возможностей: построить защитную скорлупу и вести жизнь устрицы, или же сохранить некоторую ранимость, но жить полной жизнью.
Однажды осмелившись «взглянуть жизни в глаза», человек обретает большую уверенность, повышается его жизненный тонус, он молодеет на глазах. И, самое главное, он обретает право и свободу выбирать, как ему жить. Это вовсе не значит, что на его лице поселится вечная «улыбка Гуимплена». Нет, он будет грустить, злиться, чувствовать отвращение, восхищаться и разочаровываться, тревожится и удивляться. Но ведь это, в сущности, и есть — Жизнь!
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.