Заказать звонок

Инструменты профессионального саморазвития

Почти каждый человек,
занимающийся интеллектуальным трудом, понимает необходимость саморазвития. Но
очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.
Чаще всего либо из-за того, что не понятно, с чего начать, либо выбираемые
способы самосовершенствования оказываются трудными, неинтересными и не дают
быстрых результатов. Знание методов саморазвития позволяет начать и
поддерживать данную активность менеджера даже при наличии умеренной по силе
мотивации к профессиональному росту. Основной принцип этой работы заключается в
том, чтобы рассматривать все имеющиеся возможности как определенный ресурс
профессионального развития, затем искать возможности для использования этих
ресурсов в развитии своих способностей и компетенций. В целом это и будет
основой саморазвития.

Для активизации профессионального саморазвития менеджеру не обойтись без
специальных приемов, методик, технологий. Рассмотрим некоторых из них, наиболее
доступных для каждого.

1. Самоконтроль компетентности:

  • Оценка знаний современной
    экономики, менеджмента, отраслевых технологий, а также новаций,
    используемых в управлении, в том числе при проведении организационных
    преобразований. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний,
    практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных
    оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей
    профессиональной компетентности за последний период времени.
  • Оценка своих личностных
    профессионально важных качеств, например, таких, как
    критичность—самокритичность, уверенность—самоуверенность,
    зависимость—самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с
    помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного
    поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не
    просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается
    прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
  • Определение причин как
    положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит
    уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап
    карьерного роста.

Самоконтроль компетентности — процедура, которую желательно проводить если
не постоянно, то, как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения,
но и посредством качественного инструментария.

2. Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую
необходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в
учете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях
выполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период
произошли в собственной личности и профессиональной компетентности — с другой.
Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу.
Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью
постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.

3. Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и
освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация,
полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установками
обеспечивает высокий эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях,
семинарах и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примером
такой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение
одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру
(учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».

4. Таблица жизненных и профессиональных целей. Составление и
периодическая коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целей.
Основные задачи методики состоят в том, чтобы:

  • осознать как можно больше
    реальных мотивов и соответствующих целей поведения;
  • дифференцировать свои мотивы
    и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные;
  • определить степень
    соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже
    провести осознанную их коррекцию.

5. Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание
ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов
собственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают
на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать
и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.

6. Моделирование своего профессионального портрета. Процедура
составления своей профессионально-психологической характеристики в виде
наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были
продемонстрированы за какой-то период (например, последнюю неделю) или при
решении какой-то ответственной задачи. Лучше всего использовать графические
средства моделирования. В этом случае профессиональный портрет будет выглядеть
как схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. Данную
процедуру следует проводить периодически, при этом желательно чередовать
успешные и неудачные этапы работы, в которых менеджер выглядит по-разному и,
соответственно, его профессиональный портрет будет существенно отличаться.

После составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравнивать
полученный портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения,
проводить уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих
профессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучше
использовать и контролировать.

7. Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесь
рекомендуются следующие методы самомотивирования:

  • стремиться к целям, в том
    числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что
    настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
  • брать на себя основную
    ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени человек
    ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в
    своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше
    мотивированность и удовлетворенность;
  • учитывать, что организации
    и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и
    соответствующее отношение к этому: кризис — это не конец, а этап,
    необходимый атрибут карьеры; он может и должен быть преодолен, но из него
    обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис — средство личностного
    роста;

учитывать, что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни.
Одна-единственная «мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно на
профессиональной сфере, является рискованной установкой. Если она терпит крах,
наступает «мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утраты
смысла жизни и личностным драмам.

Учимся рефлексии

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения
эффективности менеджера: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в
организации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний,
целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного
осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах
(факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное
образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности).
Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать
более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития
мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие
деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом
самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином
высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате
личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной
деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается
рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но
особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах,
которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием. К
ним, бесспорно, относится управленческая деятельность. Поэтому менеджер должен
обладать высокими способностями как интеллектуальной, так и социальной
рефлексии.

Способности менеджера к рефлексии наиболее полно проявляются в следующих
видах профессиональной деятельности:

  • в оценке производственной
    ситуации, в том числе поведения других людей;
  • в определении, постановке,
    выборе цели;
  • в анализе производственных
    проблем, принятии решений;
  • в определении отношений и
    действий в межличностном или групповом взаимодействии, а также выборе
    стратегии и тактики организационного поведения в целом;
  • в оценке и объяснении
    своего служебного положения.

Во многих случаях условия и содержание управленческой деятельности, с одной
стороны, и многие внутренние качества интеллекта и личности — с другой, не
способствуют занятиям рефлексии или даже создают для них препятствия.

Что мешает рефлексии в управленческой деятельности? В первую очередь
помехами здесь являются:

  • отсутствие целей и
    стратегии развития предприятия;
  • стереотипы и шаблоны
    поведения;
  • авторитарные стиль и методы
    управления;
  • жесткие организационные
    системы и технологии;
  • страх (наказания, неуспеха,
    несоответствия внешним требованиям);
  • недостаток ответственности
    (неполная или формальная);
  • низкие профессиональные
    компетенции;
  • примитивные механизмы
    психологической защиты;
  • ограниченность интеллекта;
  • недостаточный уровень
    развития самосознания (неадекватная самооценка, недифференцированная
    самооценка).

Минимизация приведенных помех — одно из направлений создания развивающей
среды для профессионального роста менеджеров.

В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии
можно дать такие рекомендации:

  • Возьмите за правило
    возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных
    ситуаций, принципиальных решений.
    Посмотрите на себя со стороны: как
    вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли
    было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого
    события, что следует учесть в дальнейшей работе?
  • Каждый рабочий день
    должен заканчиваться его ретроспективным анализом.
    После того как вы
    отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь
    на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые
    требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам
    рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный
    зритель.
  • Проверяйте свои
    представления, оценки, которые у вас сложились о других людях.

    Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача,
    но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь
    репутацией открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить
    коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития
    способностей к рефлексии.
  • Проводите совещания по
    полученным результатам производственной деятельности, независимо от того,
    какие они, положительные или отрицательные.
    Но не с целью подвести
    итоги и раздать благодарности и замечания, а для того, чтобы провести
    детальный «разбор полетов» совместными усилиями. При этом анализируйте
    сами и давайте другим оценивать различные этапы и эпизоды выполненной
    работы, а главное — действий людей.
  • Чаще общайтесь с людьми,
    которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается понять, которые
    часто придерживаются другой точки зрения.
    Любая попытка понять таких
    людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании
    есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь
    стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это
    предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум
    согласованное.
  • Используйте для анализа
    своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с помощью
    приема «взгляд с высоты».
  • Наверное, вы согласитесь
    с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо
    парадоксальность, либо комизм.
    Чтобы увидеть их, необходимо посмотреть
    на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю
    оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в
    серьезном деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать
    проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению. Используйте этот
    прием. Юмор, парадоксальность или комизм есть в каждой фразе, но
    дополнительную остроту они приобретают в определенном контексте.

Освоив метод рефлексии, уже через полгода вы увидите, что
стали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно
будете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете
лучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу.
Помните: рефлексия — мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствование
его бесконечно. Использование его многообразно, как сама жизнь.

Александр Исаев

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Как правильно отказывать:
3 способа сказать НЕТ,
сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Запись вебинара
«Как торговаться о цене и сэкономить много денег:
7 главных правил»
Тренинги
Видео «5 тактик поиска решений «выигрыш-выигрыш» в переговорах»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 2 июля 2019 г.)
Тренинги
Видео «5 быстрых способов сохранить спокойствие в конфликтных ситуациях»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 12 апреля 2019 г.)
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета тренинга «Искусство Речи: Риторика и Ораторское Мастерство»
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности (часть 2)
Тренинги
Запись вебинара
«КОНФЛИКТ С АГРЕССОРОМ»
Тренинги