Заказать звонок

Острое лезвие совета

Автор: Гарет Льюис (Gareth Lewis), консультант по менеджменту, старший научный сотрудник Института менеджмента в Великобритании, автор книги «The Mentoring Manager. Strategies For Fostering Talent and Spreading Knowledge».

Помощь советом отличается от ежедневных бесед «один на один» не набором необходимых навыков, а ситуацией. Опытные наставники (и опытные менеджеры) знают, когда помочь советом. Каковы же типичные признаки этих ситуаций?

Хороший подход к данному виду помощи — помощи советом — согласуется с тем, что беседа в рамках этой помощи содержит три основных этапа.
Назовем их:
1. Дать определение.
2. Дать описание.
3. Дать решение.

Этап 1: Дать определение

Первый этап касается определения конечных результатов. Помощь советом — это структурированное участие и подразумевает больше, чем просто возможность поговорить или выпустить пар. Эта структура вводится в действие с самого начала. Хотя представление проблемы — это начало, мы должны ставить ее под сомнение. Ключевым вопросом будет:

«Что вы хотите извлечь из этого?»

Чем определеннее будет ответ, тем лучше. Одной из причин постановки встречного вопроса является то, что люди часто, как и следовало ожидать, представляют проблемы негативного характера:
«У меня не ладится с людьми на работе».
Если мы зададим встречный вопрос:

«Что бы вы хотели?»,

то это подтолкнет человека к положительному утверждению. И если они ответят:

«Я хотел бы лучше ладить с людьми на работе»,

значит, вы сделали значительный шаг вперед. Утверждение из отрицательного стало положительным. Оно сменило состояние неудовлетворенности на состояние цели или повестки дня. Новое утверждение дает структуру и цель для беседы.

Оно может быть даже продвинуто на ступень выше. Утверждение типа:

«Я хочу чувствовать себя на работе лучше»

является положительным, но оно не содержит значения степени «лучше». Встречный вопрос должен сделать его более определенным с поведенческой точки зрения.

«Что поможет тебе чувствовать себя на работе лучше?»

Этап 2: Дать описание

Второй этап посвящен изучению ситуации. Для этого мы должны позволить человеку заговорить. Мы должны использовать открытые вопросы и не забывать уточнять чувства, эмоции, а также факты. Фактически, мы применяем все те навыки, которые были изложены выше в разделе о навыках слушания. Сюда входят слушание, подтверждение, уточнение, встречные вопросы и подведение итогов по мере нашего продвижения от общего к частному.

Основной целью здесь будет понимание и осознание основных масштабов проблемы.

Этап 3: Дать решение

Последний этап затрагивает поиск решений проблем и вопросов, стоящих на повестке дня.

Главное здесь — позволить человеку найти собственное решение проблемы, которое бы соответствовало его стилю и потребностям. Всегда существует соблазн вмешаться и предложить или даже навязать свое собственное решение. Здесь нужно обладать способностью ждать и принимать происходящее как должное. Нужно также уметь ставить под сомнение решения, чтобы проверить их уместность и реальность.

Последнее, что можно сказать о помощи советом, то, что необходимо всегда помнить, что мы имеем дело с людьми в очень чувствительной сфере. Люди несут с собой все самое сокровенное, и они многое вложили в беседы и вопросы, которыми они делились с нами. Они раскрывают свои чувства, надежды, опасения и тревоги, они волнуются. К тому же эти взаимоотношения обычно подразумевают перемены. Это может означать перемену в обстоятельствах, но больше всего это обычно означает перемену в поведении. Это может пугать. Люди имеют сильную склонность придерживаться того поведения, которое им сослужило хорошую службу, и при помощи которого они создали свой уютный мир. И поэтому перемены могут бросить вызов чувству собственного «я» человека, а также его привычкам. Эти перемены поэтому не являются пустяковыми для людей. Они затрагивают самое сокровенное.

Гарет Льюис

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«5 быстрых способов
сохранить спокойствие
в конфликтных ситуациях»
Тренинги
Видео «3 способа избежать эмоционального выгорания в работе с людьми»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видео «Карьерная пирамида. 4 пути наверх.»
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Запись вебинара
«Убедить за 90 секунд»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Материалы УПП
для достижения целей!

(БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА)
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Место женщины в жизни мужчины»
Тренинги