info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Жане Пьер

    Комментарии к записи Жане Пьер отключены

    Жане (Janet) Пьер (29.05.1859, Париж — 24.02.1947) — французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы).

    В 20-х гг. на основе категории «действия» Пьер Жане создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся в отличие от памяти-«реминисценции» своим произвольным характером. В целом по отношению к действию психическое может выступать его «подготавливающей» частью (желание), регулятором действий (чувства), «неполным» действием (мышление).

    Идеи Жане существенно повлияли на французскую психологию ХХ в. (Ж. Пиаже, А. Валлон) и на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского.

    Пьер Жане (- французский психолог, психиатр, философ. Свою концепцию Пьер Жане называл психологией поведения, основанной на следующих категориях: «активность», «деятельность», «действие», «элементарные, средние и высшие тенденции», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни»,«психологическая экономия», «психический автоматизм.» и «психическая сила». В этих понятиях Жане объяснял неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и др., которые трактовались исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

    Пьер Жане родился 30 мая 1859 года в Париже. Его семья принадлежала к обеспеченной французской интеллигенции, многие его родственники были юристами, филологами, инженерами, а его дядя — Поль Жане — довольно известным по тем временам философом. Вероятно, следуя по его стопам, Пьер поступил в знаменитую парижскую Эколь Нормаль, где вместе с ним учились многие юноши, впоследствии прославившие французскую науку. Среди его однокурсников были, в частности, Анри Бергсон и Эмиль Дюркгейм, которые стали известными философами и внесли немалый вклад в развитие психологической науки.

    В 1882 году Жане получил ученую степень магистра философии (позже, в 1889 году, ему будет присвоена в Сорбонне докторская степень по литературе, а в 1893 году — и по медицине; вероятно, по сей день такое сочетание оптимально для психолога).

    В течение нескольких лет он преподавал философию в Гавре и даже написал собственный учебник, который, однако, особого признания ему не принес. Жане предстояло прославиться как психологу. Но и в этом качестве его характеризуют удивительная глубина и многосторонность научного подхода, а также совершенно особый стиль, во многом, вероятно, обусловленный его личными особенностями.

  2. Жинкин Николай Иванович

    Комментарии к записи Жинкин Николай Иванович отключены

    Жинкин Николай Иванович (1893, Суздаль — 10.10.1979) — отечественный психолог. В 1916 г. закончил с золотой медалью историко-филологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии», а в 1959 г. — докторскую диссертацию на тему «Механизмы речи», в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза и на филологическом факультете МГУ. Профессор. Специалист в области психологии языка, речи и мышления, речевых коммуникаций, семантики речи, программированного обучения. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. Слог трактовал как «произносительную» единицу речи.

    Жинкин Николай Иванович окончил филос. отделение ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1916), где специализировался в обл. психол. Для дипломной работы избрал тему «Самонаблюдение». Работал асс. кафедры психол., затем сотрудником Ин-та психол. (с 1914), преподавал психол. в ряде учебных заведений Москвы. В 1921-1922 — сотрудник Ин-та науч. филос., член Моск. лингвистич. кружка (1921-1924). С 1923 — сотрудник, с 1926 — действ. чл. ГАХН, ученый секретарь филос. разряда (1927-1929). В 40-70-е — сотрудник НИИ общей и пед. психол. Академии пед. наук. Проф. филос. ф-та МГУ (1963). В 60-е — предс. психол. секции Совета по кибернетике АН СССР.

    Собственно философской работой занимался в 20-е гг., был одним из ближайших учеников и сотрудников Г. Г. Шпета. В ряде работ первой половины 20-х гг. — «Образ как предмет созерцания», «О трех данностях сознания», «Форма мифического сознания» (все три работы не опубликованы), «Проблема эстетических форм» и др. — ставит проблемы сознания, эстетики, художеств. образа в духе феноменологии. В то же время, как отмечается во вступительной статье к работе Жинкина «Вещь» (середина 20-х), феноменологию Жинкин. критикует с т. зр. насильственной задачи определения существа «вещи».

    То, что в внешнем восприятии вещь не м. б. нам дана «сама по себе», не исключает, по Жинкину., доступность ее др. модальности сознания («Антология феноменологической философии в России». М., 2000. С. 160).

    Центр. идея филос. искусства Жинкина — концепция искусства как «языка» (в широком смысле), образ при этом мыслится как «двойная речь», спец. случай supposito materialis; образ (соответственно, все формы специфически художественного) дается в особом акте сознания -«созерцании». Эти идеи 20-х гг. развивались Ж. в 40-70-е гг.
    Основные научные работы Жинкина посвящены проблемам соотношения мышления, речи и языка, логики и грамматики. (См.: С. Мазур. «РФ». С. 181.).
    Заложил основы отечественной психолингвистики.

    Диссертации

    Жинкин Н. И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии. Дис. … канд. псих. н. — М., Институт психологии, 1947.
    Жинкин Н. И. Механизмы речи. Дис. … докт. псих. н.- М., 1959.
    Монографии
    Портретные формы. М., 1928;
    Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982. — 250 с.
    Жинкин Н. И. Грамматика и смысл.- М.,1970.

    Статьи

    Проблема эстетических форм // Художественная форма. М., 1927. (В сокращении публикуется в кн. «Антология феноменологической философии в России». Т. 2. М., 2000);
    Вещь // Антология феноменологической философии в России. Т.2. М., 2000. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. //Изв. АПН РСФСР. — М.,1956.- вып. 78.
    Грамматика и смысл // Язык и человек. М., 1970;
    Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III — VII классов // Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 183-319.
    Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 146-162.

remove adware from browser