info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Семейная Психология

    Комментарии к записи Семейная Психология отключены

    Семейная психология — раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

    Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

    Семейная психология дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

    Предмет семейной психологии — специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

    Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

    Психологически помочь семье — значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит — чтобы семья помогала каждому ее члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательно-процессуальном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи — ключевой вопрос семейной психологии .

    Термин «дисфункциональная семья» в семейной психологии обычно применяется в широком контексте к семейной системе, которая является источником неадаптивного поведения одного или нескольких своих членов, не обеспечивает необходимых условий для их личностного роста. По данным современных исследований семейной психологии , дисфункциональные семьи имеют следующие характеристики: существование любых проблем в семье отрицается, испытывается недостаток в степени интимности, чувство стыда используются для мотивации индивидуального поведения, семейные роли являются жесткими, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности, а индивидуальные потребности — потребностям семьи в целом. Семейные мифы в дисфункциональной семье не соответствуют реальности, а юмор, нежная забота, оптимизм являются редкостью. Конфликты здесь закрыты, имеет место хроническая неприязнь одних членов семьи к другим. Дисфункциональность семейной системы приводит к многим психологическим симптомам и негативным социальным явлениям — таких как алкоголизм, наркомания, насилие, детские кражи, и т.д.

    Функциональная (здоровая) семья в семейной психологии характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, неповрежденными межпоколенными границами. Здоровая семья в семейной психологии — это «система в движении», процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста.

    Допускается смена одних внутрисемейных треугольников и коалиций другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ. Только когда вы свободны принадлежать чему-то, объединение имеет позитивный смысл — общность и свобода развиваются параллельно. Друзья членов семьи, соседи свободно входят во внутрисемейное пространство без страха быть отвергнутыми и с удовольствием принимаются в нем. Обычно в семейную систему включают три или даже четыре поколения семьи. При этом старшее поколение может общаться с младшим без того, чтобы прятаться за безличностное требование сохранять дистанцию — «уважать». Здоровая семья — это место открытого проявления близости, любви, так же как и ссор, и даже ненависти. Все свободны принимать участие в интенсивных межличностных взаимоотношениях, на основе любых человеческих чувств.

    Образцы поведения в семейной психологии , которые обычно считают патологическими и рассматривают в качестве показателей нездоровой семьи, могут быть обнаружены и в каждой «нормальной» семье — действительно существенные различия лежат в интенсивности, степени ригидности (способности к изменению) негативных признаков и проблем, а не в самом их существовании. Семьи, мир которых наполнен различного рода фобиями по поводу «ненормальности», старающиеся избежать всех патологий, обычно становятся жертвами этой ригидности.

    Четкая дистанция между поколениями в семейной психологии — один из основных компонентов в структуре хорошо функционирующей семьи (ее не следует путать с негибкими внутрисемейными иерархическими структурами). Ясно, что родители и дети не равны между собой с точки зрения таких понятий как «власть» и «ответственность». Взаимно солидарные родители представляют собой как бы позвоночный столб семьи, обеспечивающий ощущение безопасности для детей. Однако здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых. Поскольку эта сила четко осознается и не подвергается сомнению, родителям нет необходимости всегда открыто проявлять и непрерывно доказывать ее существование как детям, так и самим себе. Они поощряют открытость по отношению к игре, ролевому экспериментированию — творчеству в общении.

    Отношения между супругами в семейной психологии — психологический центр всех внутрисемейных взаимодействий. Брак — это как бы смесь первоначально отличных друг от друга культур, такое перемешивание этих культур, которое создает новую культуру, одновременно похожую и непохожую на породившие ее. Если в семье культурные различия рассматриваются как негативный фактор, от которого необходимо избавиться, то они ведут к внутрисемейным расколам, вызывают у членов семьи разнообразные защитные реакции. Однако, если на различия исходных культур смотрят как на то, что способствует росту каждого члена семьи, то они оказываются ценным фактором внутрисемейной стабильности; на эмоциональном уровне проявляются, в частности, в теплых супружеских взаимоотношениях. Испытывая недостаток в последних, муж и жена обычно встают перед лицом непреодолимых трудностей, когда «на арене» появляются дети и им приходится выполнять родительские обязанности. Утверждение о том, что появление младенца позволит восстановить нарушенные отношения между супругами является опасным заблуждением.

    Именно потеря супружеского «мы» делает развод столь разрушительным и супружескую неверность столь деструктивной (хотя все здоровые браки обычно испытывают десятки эмоциональных разводов). Развод объявляет «мы» фикцией, утверждает его несуществующим в юридическом аспекте, но в эмоционально-психологической плоскости невозможно вернуть обратно тот эмоциональный вклад, который вложен в партнера. Можно принять решение более не жить вместе, но отменить то, что уже произошло — невозможно.

    Вместе с тем развод негативно отражаются на детях, хотя для современной психологии семьи остается открытым вопрос о том, какая среда менее комфортна для ребенка — семья с одним родителем или с конфликтующими родителями. Исследования семейной психологии показывают, что одинокие родители менее нежны со своими детьми, уделяют им меньше времени, менее психологически доступны из-за необходимости выполнения других социальных ролей. Это приводит к тому, что ребенок больше времени проводит на улице со всеми ее опасностями — преступлениями, алкоголем, наркотиками, небезопасным сексом.

    При рассмотрении влияния развода на самих супругов, описываются такие негативные психологические явления как реакции горя, обвинения бывшего партнера, чувство собственной вины за неудачный брак, чувство незащищенности перед лицом социальных, экономических и психологических проблем, социальная изоляция, депрессия и т.д. Все это, в конечном счете, ведет к созданию психологически небезопасной и нестабильной среды, в которой воспитывается ребенок.

    Начиная с психоаналитической традиции, которая впервые рельефно осветила значение детско-родительских отношений в формировании личности, многие авторы (Дж.Боулби, Р. Фэйрбэйрн, М. Эйнсворт и др.) придавали особое значение типам семейных отношений, в которых воспитывались вступившие в брак мужчина и женщина. В частности, Э. Коген и Ш.Роговин выделяют три типа привязанности ребенка к матери (в родительских семьях): защищающий, избегающий и амбивалентный, полагая, что супружеские конфликты могут быть разрешены через их осмысление

  2. Самоактуализация

    Комментарии к записи Самоактуализация отключены

    Самоактуализация (самовыражение) — реализация собственных склонностей и способностей. Центральное понятие гуманистической психологии. Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию, к реализации внутреннего потенциала и собственного «Я хочу!» .

    Потребность в самоактуализации

    Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.

    Ученые гуманисты по-разному трактовали потребность в самоактуализации.

    Маслоу считал, что потребноссть самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения других, более низких потебностей (голод, жажда и др — Пирамида потребностей Маслоу)

    Курт Гольдштейн — в отличие от Маслоу считал. что самоактуализация — это самая большая потребность, которая в здоровом организме может затмить на какое-то время и голод, и жажду и другие потребности.

    Самоактуализация как личностностная направленность, проект и специализация

    Самоактуализация как способ жизни — одна из личностных специализаций, наряду с межличностной гармонией и деловой успешностью. Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на Рост и развитие.

    Типовые черты, навыки и особенности самоактуализирующейся личности:

    1. Умеет заниматься делом, но дело должно быть любимое.
    2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями.
    3. Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
    4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию.
    5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между при-вычным проверенным и новым возможно перспективным как правило выбирает новое.
    6. Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению.
    7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками.
    8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.
    9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда-то он в том числе и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным.
    10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет.
    11. Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества.
    12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.
    13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

    Характерные убеждения самоактуализирующейся личности:

    «Люди в массе своей скорее добры. Большинству людей можно доверять. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих».

    «Хорошо, когда мужчины и женщины сочетают в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера».

    «Эмоциональное и рациональное в человеке чаще всего не противоречат друг другу».

    «Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка».

    «Неспособных к творчеству — нет. Способность к творчеству — природное свойство человека».

    «Люди должны быть образованными. К примеру, каждый человек должен иметь представление об основных законах физики».

    «Создание в жизни нового — важнее, чем приносить людям пользу».

    «Понять, что я хочу сам — как правило важнее, чем понимать, что от тебя ожидают окружающие».

    «Любимая работа — как правило, важнее, чем счастливая семейная жизнь».

    «Выбирая для себя какое-либо занятие, надо делать то, что интересно, а не считаться с тем, насколько это необходимо».

    «В работе важнее всего удовлетворение от процесса работы, а не полученный результат».

    «Меня мало волнует проблема самоусовершенствования».

    Оценка со стороны

    Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват. С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

    С позиции Синтона, самоактуализация — одна из позиций восприятия, а именно первая (личная) позиция, и у человека этичного обязательно должна дополняться и другими, следующими за нею позициями.

    Самоактуализация и позиция Творца

    Самоактуализация и жизнь Творца — это разные вещи. Для Творца важно развитие в той мере, в которой онн нужно окружающему миру: его фокус внимания смещен с себя на окружающих. Во многом Творец похож на самоактуалзирубщуюся личность: он тоже безупречно работает, развивает себя. Единственное — для него то не самоцель, а средство достижения более высокой цели.

    Самоактуализация и безупречность

    Безупречная работа: или делай хорошо, или не делай никак!
    Одно из условий самоктуализации, девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно.
    То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.
    Я веду свой бизнес — здорово, я буду вести его качественно, толково, развивая дело, ища новые возможности для улучшения своего дела, честно вкладываюсь, от души и по полной программе.
    Возвращаюсь домой — дома живу не абы как — а от души, красиво и качественно.

    Стремление к лучшему, к развитию
    Научился делать хорошо: здорово — учись делать лучше.

    Позитивное отношение к трудностям
    Трудности — это интересно! Трудности — это простор для развития!

    Другими словами — самоактуализация- это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.’

    Условия самоактуализации

    Согласно А. Маслоу, стремление к самоактуализации более характерно для людей, уже удовлетворивших более простые мотивы в пирамиде потребностей Маслоу. У женщин после рождения ребенка стремление к самоактуализации обычно уменьшается, их начинает устраивает просто более простая и стабильная работа.

    Самоактуализация — цель или средство?

    Если верить А. Маслоу, то самоактуализация — это самоцель, то есть высшая цель человека. Насколько это справедливо? Это еще вопрос. Как собственно цель самоактуализация хороша тогда, когда в основе поступков человека лежит нечто светлое и доброе и в его душе нет места лени: тогда да -тогда я вополощая то, что во мне заложено, совершаю большие дела и всем от этого хорошо.

    Если же принять во внимание, что очень часто люди ленятся и упираются, хотят вовсе не большого и светлого, а попить пива на диване возле телевизора, чтобы при этом было много денег и мало работы и в этом состоит их самоактуализация — насколько тогда логично считать самоактуализацию самой главной целью человека?

    Самоактуализация — это всегда «хочу!», а иногда и часто в жизни есть место «Надо!».

  3. Самомотивация

    Комментарии к записи Самомотивация отключены

    Самомотивация — очень важный психический процесс, отвечающий за пропорциональность и поступательность естественного развития человека, а также за продуктивность его деятельности в целом. Самомотивация — принятие человеком новых условий деятельности с ответственностью за результат и с внутренним контролем над достижением цели. Чтобы что-то сделать, надо ощущать внутреннюю осознанную необходимость, внутреннюю неизбежность этого шага. Самомотивация возникает вследствие умения работать с негативной информацией, существующей в данной значимой для Вас ситуации.

    Самомотивация включает множество различных внутренних стимулов, часть из которых:

    1. Личные бонусы. Поощрение своей деятельности различными вкусностями, вещами, подарками и т. д. Не должно быть поощрения деятельности как таковой — это пустая трата времени, личных ресурсов и ресурсов, при помощи которых это поощрение осуществляется. Важна продуктивность.
    2. Амбиции и цели. Адекватные амбиции и серьезные цели.
    3. Осознание важности своей деятельности. Серьезность. Мол, если я не сделаю эту работу вовремя — мало того без сникерса останусь, так мне и в магазин за продуктами (не говоря уже о сникерсе) не на что сходить будет, вот и все.
    4. Осознание значимости процесса непрерывного саморазвития и личностного прогресса. Все просто — важно понимать (самому) зачем, что, как и когда развивать в себе.
    5. Борьба с ленью.

    Самомотивация является чувством долга, ответственности, внутренней установкой на качественный, производительный труд; осознанным желание быстрее достичь результата.

    Самомотивация актуальна, когда вы находитесь на спаде сил, энергии, т. е. в проблемной зоне, в ситуации, которую рассматриваете со знаком «минус». Самомотивация это всегда преодоление себя, это всегда выбор или гармонизация своего «хочу» и своего «должен».

    Но самомотивация может и исчезать, т. к. в процессе достижения цели, меняются две составляющие:

    1. Сами цели и убеждения, поддерживающие их.
    2. Происходит переоценка своего нового опыта, себя и окружающей действительности.

    Самомотивация — это способность в сложных и ответственных условиях обходиться без внешнего «подкрепления», поощрения, кого-то более сильного, умного или значимого человека.

    Самомотивация свойственна зрелой личности, стремящейся к самопознанию и личностному росту.

  4. Синдром Дауна

    Комментарии к записи Синдром Дауна отключены

    Синдром Дауна — врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости.

    Синдром Дауна — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего хромосомный набор представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, В 21-й паре три хромосомы вместо двух. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна (John Down), впервые описавшего его в 1866 году. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт.

    Синдром Дауна не является редкой патологией — в среднем наблюдается один случай на 700 родов; Вероятность рождения детей с синдромом Дауна возрастает с возрастом матери (после 35 лет) и в меньшей мере с возрастом отца.

    Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода. Синдрому Дауна сопутствуют следующие внешние признаки: маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы, маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, так как не помещается в полости рта. У больных с синдромом Дауна пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличено. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы. Половые признаки развиты слабо, и, вероятно, в большинстве случаев способность к репродукции отсутствует. Интеллект больных с синдромом Дауна обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Даже у взрослых больных умственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка.

    Синдром Дауна нельзя считать наследственным заболеванием, так как при нем не происходит передачи дефектного гена из поколения в поколение. Следует отметить, что больные с синдромом Дауна кажутся гораздо больше похожими друг на друга, чем родные братья и сестры, то есть у них нарушения развития как бы канализируются в одном направлении, стирая многие черты индивидуальности.

    Как и другие умственно отсталые, больные с синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной жизни.

  5. Социальная Психология

    Комментарии к записи Социальная Психология отключены

    Социальная психология — раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому как человек воспринимает других, общается и влияет на других. Гордон Олпорт определял социальную психологию как попытку понять и объяснить, как мысли, чувства и поведение личности зависят от реального, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей.

    Объект и методы исследования социальной психологии
    Социальная психология находится на грани между психологией и социологией и приписывание того или иного направления к психологии или социологии зачастую является сугубо организационным — психологи и социологи склонны публиковать свои работы в разных журналах, посещать разные конференции. Кроме того, психологи чаще рассматривают внутриличностные аспекты и социальные ситуации, а социологи — внеличностные, социальные процессы, определяющие поведение человека, а также микроуровень социальных взаимодействий.

    Наиболее известные эксперименты социальной психологии

    Эксперимент в летнем лагере (Шериф) — межгрупповые враждебные чувства и действия возникают из конкуренции групп за ограниченные ресурсы. После произвольного разделения в летнем лагере мальчиков на группы и организации межгрупповго соревнования за получение морального и материального поощрения, было обнаружено, как у воспитанных американских мальчиков норма мирного существования начинала ослабевать и постепенно улетучивалась по мере накала борьбы.

    Подчинение авторитету в социальной психологии (эксперимент Милгрэма) (1963) — люди при определённой организации взаимодействия подчиняются авторитету настолько, что могут под влиянием приказа нанести удар электротоком, мощность которого смертельна.

    Стэнфордский тюремный эксперимент в социальной психологии (Ф. Зимбардо) (1971) — люди склонны принимать на себя роли и испытывать свойственные этой роли эмоции и переживания. Испытуемые начали вести себя как настоящие садисты-надзиратели и жертвы-заключённые.

    Эффект постороннего в социальной психологии (bystander effect) — случай, когда на глазах многих свидетелей происходит преступление, однако каждый считает, что если вокруг много свидетелей, то и без него обязательно кто-то вмешается. Поводом к появлению данного термина стало убийство Китти Дженовезе, хотя её случай, строго говоря, не подходил под данное определение, поскольку был сильно искажён в передаче журналистов. Гораздо более ярким и трагическим случаем является убийство малолетнего Джеймса Балджера.

  6. Структура Психики

    Комментарии к записи Структура Психики отключены

    Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

    В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

    1) психические процессы
    2) психические состояния
    3) психические свойства.

    Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко? нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

    Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

    В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

    Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

    Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

    Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

    Наиболее изученными являются:

    1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
    2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

    Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

    Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятель? ности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

    Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

    Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

    1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из? бирательность и уровень активности человека);
    2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);
    3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
    4) характер как систему отношений и способов поведения.

  7. Стрессоустойчивость

    Комментарии к записи Стрессоустойчивость отключены

    Стрессоустойчивость — это термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

    Высокий уровень стрессоустойчивости (интеллектуальной, волевой и эмоциональной), по мнению специалистов в области психологии управления, относится к числу профессионально важных качеств руководителя.

    Факторы влияющие на стрессоустойчивость могут быть связаны непосредственно с работой (недостатки организационных структур управления, проблемы делегирования полномочий, перенапряжения в период хронической полосы трудностей и чрезвычайных ситуаций, объективной необходимости выполнять часть работы за своих подчиненных, например, заболевших заместителей и т. п.), или вызваны свойствами личности самого руководителя (тщеславие, нетерпимость, чрезмерное самолюбие, максимализм в постановке целей, особенности темперамента и др.).

    Стрессоустойчивость — это качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Однако если условий и времени для выработки такого качества нет, руководитель с низким уровнем стрессоустойчивости будет приносить ущерб и себе, и делу, и производству.

    Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся на 4 группы:

    Стрессонеустойчивые: характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них — стресс.

    Стрессотренируемые: готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.

    Стрессотормозные: отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

    стрессоустойчивые

    Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное является чуждым и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости. Стрессоустойчивость — это уменее эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохая приспособленность для работы в организациях с устоявшимися традициями.

  8. Синдром Патау

    Комментарии к записи Синдром Патау отключены

    Синдром Патау — тяжелое неизлечимое хромосомное заболевание, поражающее практически все органы. Синдром Патау, характеризуется наличием в клетках дополнительной хромосомы 13. В качестве самостоятельного заболевания синдром Патау был выделен в 1960 г.

    Синдром Патау представляет собой наследственное заболевание, частота его встречаемости среди новорожденных составляет 1 на 5000-7000. Соотношение мальчиков и девочек при данном заболевании составляет 50 на 50%.

    При синдроме Патау наблюдаются следующие тяжелые врожденные пороки:

    неправильное развитие костей мозгового и лицевого черепа;

    со стороны опорно-двигательной системы выявляются неправильное анатомическое строение кистей и стоп, часто встречается многопалость, как на кистях, так и на стопах, чаще симметричная;

    патология со стороны пищеварительной системы представлена незавершенным поворотом кишечника;

    патология сердечно-сосудистой системы представлена пороками развития крупных сосудов;

    пороки развития центральной нервной системы представлены недоразвитием основных мозговых структур, могут отсутствовать или быть сильно недоразвитыми некоторые нервные тракты, может быть отсутствие глазного яблока, помутнение хрусталика;

    всегда имеют стойкие нарушения интеллекта;

    Такое количество внутренних пороков быстро развивает многогранную недостаточность. Более 90% детей погибают в течение первого года жизни. Но некоторые доживают до 5 и даже до 10 лет. Продление жизни обеспечивается оперативным устранением пороков развития, тщательным уходом, полноценным питанием.

  9. Склонности

    Комментарии к записи Склонности отключены

    Склонности — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

    Основой склонностей являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

    Первое, что характеризует с психической стороны человека,- это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Между понятиями «интерес» и «склонность» имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определённый предмет, под склонностью же — направленность на занятие определённой деятельностью. Интерес — это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нём. Склонность — это тенденция заниматься какой-нибудь определённой деятельностью.

    Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

    Склонности — это потребность личности в определенных видах деятельности. Главным показателем выраженности склонности является стремление человека к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности. У ребенка это стремление может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу.

    Одни и те же склонности могут соотносится с разными профессиями, например, склонность к занятиям с техникой может найти выражение и в профессии инженера, и в педагогической деятельности по преподаванию технических дисциплин. Склонности является устойчивыми интересами к процессу осуществления деятельности, в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов.

  10. Сказкотерапия

    Комментарии к записи Сказкотерапия отключены

    Сказкотерапия — это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем. Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкой можно лечить и детей, и подростков, и даже взрослых. Но чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

    Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми. Метафоры позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.

    Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем.

    Сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя, с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Все отдельные функции сказкотерапии в конечном итоге направлены к одной цели — помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. Нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок.

    Сказкотерапия, в основе которой лежат мифы и притчи, позволяет психотерапевту создавать проективные ситуации, обладающие помимо терапевтического эффекта еще и диагностическим. Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность:

    1. Неосознаваемый уровень

    2. Осознаваемый уровень

    3. Поведенческий уровень

    Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения. Сказкотерапия вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок.

remove adware from browser